У того, кто не помнит прошлое, нет будущего.
К этим мудрым словам можно было бы добавить, что особенно хорошо нужно помнить героическое прошлое своего народа. Эта память дает силы жить.
К празднику Победы в нынешнем году вышла в свет «Еврейская военная энциклопедия» — плод многолетней работы президента Еврейского совета Украины Ильи Левитаса.
— Когда меня спрашивают, сколько лет я отдал этой работе, то я отвечаю: «Всю жизнь», — говорит Илья Михайлович. — На самом деле, разве я могу отделить начало сбора материалов для этой книги от исследовательской работы по другим темам? Долгие годы я посвятил сбору документов, устных свидетельств, предметов, проливающих свет на историю евреев в Украине, в дореволюционной России, на постсоветском пространстве. Меня всегда живо интересовала история нашего народа и, особенно, люди, ее творившие. За долгие годы я накопил огромный материал, из которого уже сегодня мог бы создать целый ряд тематических еврейских энциклопедий: литературную, музыкальную, театральную, спортивную, художественную и т.д., порядка 10 томов. Пока что удалась издать военную, чему я несказанно рад.
— Хотелось бы, чтобы эту энциклопедию прочитало как можно большее число людей. Книга потрясающая, она заставляет переосмыслить роль евреев в военных победах России, СССР. Раскрывает глаза на такие стороны еврейского характера, о которых мало говорится.
— Вот именно. Я уже много лет не устаю твердить: хватит нам плакаться, довольно жаловаться на историческую несправедливость и называть себя народом-жертвой. Пора, наконец, вспомнить и назвать имена еврейских героев, которых тысячи и тысячи. Нас должны уважать, это истина. Каждый, кто хотя бы полистает страницы этой книги, в которой, кстати сказать, больше 700 страниц, сразу поймет, что евреи умеют защищать свою родину, что героизма им не занимать. И это не может не вызвать уважения к еврейскому народу. Вот для этого прежде всего я и собирал военную энциклопедию. И, конечно, еще для того, чтобы навеки сохранить славные имена, достойные нашей памяти.
— Илья Михайлович, что для вас лично означает этот день — 9 мая?
— Все! Более святого, более горестного, бьющего в душу, и в то же время более радостного дня для меня не существует.
— При том, что сами-то вы в войне не участвовали, просто по возрасту не вышли.
— А разве двух дедов похоронить — этого мало? А военное детство — этого недостаточно, чтобы навечно сохранить в сердце память о Великой Отечественной войне?
— Вы, как я заметил, всегда говорите именно так: Отечественная война.
— Да, для меня она не Вторая мировая, а Великая Отечественная, потому что мои деды защищали от фашистов не мир вообще, а свою Родину, Отечество, свою страну.
— Ваша семья знает, как и где они погибли?
— Мы очень долго мало что об этом знали. Один дед погиб где-то под Воронежем, его могилу нам так и не удалось разыскать. Второй — недалеко от известной сегодня всему миру Прохоровки, возле которой произошла знаменитая танковая битва.
Я искал его могилу 25 лет — и нашел. Даже познакомился с человеком, который видел, как погиб дед, показал место первого захоронения. На его глазах в телегу, на которой ехали мой дед и медсестра, попал снаряд. Случилось это на разъезде, на стыке двух небольших сел — Михайловка и Васильевка.
Каждый год я езжу в Россию — поклониться дедовской могиле. И чем дальше, тем острее боль. Да, не удивляйтесь — с каждым годом все обостреннее, потому что невольно думаешь: «Может быть, стою здесь в последний раз». Люди не вечны, а мне уже семьдесят пять.
— Евреев и по сей день некоторые любят обвинять в том, что те, дескать, пересидели войну в ташкентах да алма-атах.
— Некоторые! Я вот не так давно присутствовал на уроке в еврейской школе. И вот, представьте себе, встает из-за парты еврейский мальчик и серьезно так, удивленно спрашивает: « А что, евреи тоже воевали?». И Вы говорите — некоторые?
— Почему так получилось, кто виноват?
— Мы сами в этом виноваты, потому что десятилетиями говорили, кричали только о еврейской трагедии, о Холокосте, но при этом скромно замалчивали еврейский героизм, подвиги евреев-солдат, евреев-генералов, евреев-летчиков, моряков, танкистов. Нельзя только оплакивать погибших, только говорить и говорить о миллионах жертв, воспитывая менталитет битого народа, упиваясь трагедией.
Беда в том, что тема Холокоста стала настоящей кормушкой для многих людей, получающих гранты, разъезжающих по различным семинарам... Знаете, я, наверное, одним из первых начал по-настоящему глубоко изучать Холокост, собирать документы — у меня их накопилось огромное количество, не на один музей Холокоста, который, кстати сказать, мы бы к сегодняшнему дню уже могли построить, если бы не иные «специалисты» по Холокосту. Так вот, в свое время и я принимал участие в семинарах, конференциях, а потом перестал. Почему? Да потому, что ездят на них одни и те же люди, перемалывают одно и то же — без всякой пользы, разве что для себя самих.
— Не боитесь кого-то обидеть?
— Не боюсь. Они и так знают, что я думаю, Не разговоры разговаривать надо, не псевдонаукой заниматься, а просветительством, музейным творчеством, выставки делать, книги издавать. Ничего нового мы уже не накопаем, а показать, рассказать об этом людям не умеем или не хотим.
Причем, я настаиваю на этом — надо говорить одновременно и о Холокосте, и о еврейском героизме. Только так, параллельно. Когда в 91-м отмечалось 50-летие трагедии Бабьего Яра и планировалась выставка памяти жертв, я сказал тогдашнему зампреду Совмина Сергею Васильевичу Комиссаренко: «Давайте делать сразу две выставки: «Бабий Яр» и «150 Героев Советского Союза — евреев». Он согласился, и прямо на Крещатике 20 дней стояли большие стенды, и люди подходили, смотрели, читали. И удивлялись: «Смотри, оказывается, столько евреев воевало. И как!» Это было искреннее удивление, открытие. А почему? И только ли государство в этом виновато? Нет же — мы с вами, потому что очень мало освещаем тему еврейского героизма.
— Этого не скажешь о газете «Еврейские вести», которую издает Еврейский совет Украины. Практически в каждом номере есть материал о евреях-героях.
— И о тех, кто спасал евреев во время войны — о людях-праведниках — украинцах, русских и других. А как же иначе! Понимаете, мы сами загоняем себя в гетто, если только плачемся, если говорим и пишем только о себе, о том, как нам плохо, как нас убивают и угнетают. Нам надо выйти из гетто, надо расправить плечи и сказать: «Мы евреи — народ гордый и сильный». Посмотрите на стенды-выставки в стенах нашего Совета: «Евреи — Герои Советского Союза», «Евреи-летчики», «Евреи-партизаны...». Ну, скажите мне, посмотрев на эти фотографии, прочитав имена этих людей, сможет кто-либо сказать, что евреи не воевали?!
— Илья Михайлович, можно ли говорить о том, что вам удалось собрать в этой книге имена всех героев?
— Конечно, нет. Я лишь сделал попытку создать своеобразный биографический справочник о евреях — защитниках своей страны, собрать в одной книге «заметных» евреев, служивших в рядах русской армии, Красной армии ( а позже Советской Армии) и вооруженных сил постсоветских государств. Естественно, что наиболее ярко и широко представлены участники Великой Отечественной войны. Труднее всего собирался материал о евреях в российской армии. Эта благодатная тема еще ждет своих исследователей.
— Но и то, что удалось вам, впечатляет. Оказывается, в царской армии были евреи-генералы. А в Петрограде существовал «Союз евреев — Георгиевских кавалеров», в котором насчитывалось 2500 человек!
— Наиболее полно в энциклопедии представлены евреи — Герои Советского Союза. Национальность некоторых из них скрывалась. К сожалению, иногда ими самими, их родственниками. Очевидно, героизм в бою и героизм в повседневной жизни — разные вещи. В свое время мне пришлось доказывать еврейскую национальность Ц.Кунникова, М.Шевелева, Г.Вайнруба, Г.Маца, Ш.Абрамова и других. Впервые «возвращена» настоящая национальность евреям Л.Некрасову, Е.Горелику, С.Чубукову, Л.Винеру, Д.Медведеву, Б.Воловану.
Впервые собрана информация о евреях — Героях России, среди которых разведчики, участники боевых операций военных, довоенных и последних лет...
Самое интересное, что объемный многостраничный труд Ильи Левитаса — это лишь первый том энциклопедии. Автор готовит материалы для второго тома.
— Для меня самое важное, чтобы книгу узнали не только в еврейской среде, но, прежде всего, — за ее пределами, — говорит Илья Михайлович. — Поэтому я уже начал рассылать ее людям, которые могут оценить книгу и реально продвинуть ее в украинское сознание: Президенту Виктору Ющенко, многим видным политическим и общественным деятелям Украины. «Каждый народ имеет своих героев, — пишу я им, — и еврейский народ тоже. Героизм — это реалии нашей истории, а Холокост — навечно в нашей памяти». Пора всем нам, живущим в Украине, находить общие контакты, пора менять устаревшие и совершенно неверные представления друг о друге. Я понимаю, что это трудно, но делаю то, что считаю нужным и могу.
Илья Левитас в этих своих словах, несомненно, прав. Помня о прошлом, мы делаем реальным будущее.
Интервью М.Эйвина
|