По переписи 1897 г. в России проживало 5 миллионов 215 тысяч евреев. С полукровками и выкрестами (которые — «не по паспорту, а по морде») — миллионов 6–7. Через сто лет— к началу 1996 г. оставалось 345 тысяч. Сегодня, пожалуй, — тысяч 200. Прогнозируют, что к 2010–2020 гг. этот народ в России практически полностью исчезнет. Кроме, разве что, Москвы да Питера.
Есть, конечно, некий процесс возвращения, но, на наш взгляд, он имеет характер естественной реакции на повальное бегство предыдущего десятилетия и, с учетом царящих сейчас в России нравов, сойдет на нет. И есть статистика за достаточно большой период — жизнь четырех-пяти поколений. Она говорит, что численность евреев сократилась на «одной пятой-шестой части суши» едва ли не в 25 раз. А должна бы возрасти, как минимум, вдвое...
Павел Полян в статье «Кто и когда покидал Россию в XX веке» сообщает: эмиграция евреев с территории России началась после 1870 года, и с самого начала она ориентировалась на Новый Свет, в первую очередь на США, где с момента провозглашения конституции евреи пользовались точно такими же гражданскими и религиозными правами, как и христиане.
Евреи составляли более 40% эмигрантов из России. Среди 1732,5 тысячи уроженцев России, зафиксированных в США переписью 1910 года, на них приходилось 838, на поляков — 418, литовцев — 137.., а на русских — всего 40,5 тысячи. С этой точки зрения нелегко отчленить еврейскую эмиграцию от, скажем, трудовой. Она содержала в себе элементы еще и религиозной, а в немалой степени и политической эмиграции.
Вместе с тем приверженность еврейских эмигрантов из России традициям русской культуры и в то время представляли собой нечто не вполне заурядное. Американский исследователь Цви Гительман справедливо отмечает: «Ни одна группа евреев не мигрировала так часто, в такой большой численности и с такими серьезными последствиями, как евреи России и бывшего СССР. Массовая эмиграция российских/советских евреев сыграла важную роль в формировании двух самых больших еврейских общин мира — США и Израиля».
За 1880–1890 годы в США прибыло 0,6 млн. евреев, за 1900–1914 — еще 1,5 млн., а всего за 1880–1924 годы — 2,5 млн. евреев из Восточной Европы, главным образом из России. Из 3,7 млн. евреев, проживавших в США в 1930 году, на выходцев из Восточной Европы приходилось не менее 80%, из них львиную долю составляли евреи из России. Все это была, в основном, молодежь, а если по профессиям — то среди них преобладали ремесленники, мелкие торговцы и музыканты. В Америке же многие из них переквалифицировались в наемных рабочих, что, кстати, привело к формированию крупного еврейского пролетариата и сильных профсоюзов.
Серьезную помощь новичкам оказывали их родственники, а также еврейские филантропические организации, созданные иммигрантами предыдущей волны.
В этот период, напомним, российские евреи составляли около 4% населения Российской империи, но на них приходилось 44% эмиграции. Количественный пик еврейской эмиграции из России в США пришелся на 1900-е годы — 704,2 тысячи человек. С конца XIX века усилилась еврейская эмиграция в Канаду — 70 тысяч человек за 1898–1920 годы. Примерно столько же евреев эмигрировало до 1914 года в Палестину.
ВОЛНЫ ЭМИГРАЦИИ ИЗ СССР
В общих чертах уже сложилась традиционная схема периодизации российской эмиграции после 1917 года, эмиграции из Советского Союза. Она состояла как бы из четырех эмиграционных волн.
Первая волна (1918–1922) — военные и гражданские лица, бежавшие от победившей в ходе революции и гражданской войны советской власти, а также от голода. Эмиграция из большевистской России, по разным оценкам, составляла от 1,5 до 3 млн. человек. Однако (за исключением разве что «философских пароходов» с полутора сотней душ на борту) это все-таки были беженцы, а не депортанты. В 1921 году под эгидой Лиги Наций была создана Комиссия по расселению беженцев, председателем которой стал Фритьоф Нансен. Международные (так называемые «нансеновские») паспорта помогли выжить миллионам людей, в том числе и еврейским беженцам из Германии.
Вторая волна — лица, перемещенные за границы СССР в ходе Второй мировой войны и уклонившиеся от репатриации на родину (невозвращенцы). Наш анализ привел нас к оценке числа невозвращенцев не более чем 0,5–0,7 млн. человек, включая и граждан прибалтийских республик. (Евреев в этой волне по понятным причинам было относительно немного, в частности, уцелевшие в Катастрофе жители западных областей СССР пытавшиеся добраться до Палестины.)
Третья волна (1948–1989) количественно укладывается приблизительно в полмиллиона человек, в значительной степени это была еврейская эмиграция.
Четвертая волна (1990 г. — по настоящее время) — это, по сути, первая более или менее цивилизованная эмиграция в российской истории.
Рассмотрим эти волны вместе.
До 1980-х годов евреи составляли большинство, причем, чаще решительное большинство эмигрантов из СССР. На первом подэтапе, давшем всего 9% третьей эмиграции, еврейская эмиграция хотя и лидировала, но не доминировала (всего лишь двукратный перевес над армянской и совсем незначительный — над немецкой эмиграцией). Но на самом массовом втором подэтапе (давшем 86% еврейской эмиграции за весь период), даже при дружном, почти трехкратном росте немецкой и армянской эмиграции, еврейская эмиграция прочно доминировала (с долей в 72%).
На первом подэтапе практически все евреи устремились в Землю Обетованную — Израиль, из них около 14 тысяч человек не напрямую, а через Польшу. На втором — картина изменилась: в Израиль направлялось только 62,8% еврейских эмигрантов, остальные предпочитали США (33,5%) или другие страны (прежде всего, Канаду и европейские страны). При этом число тех, кто выезжал прямо с американской визой, было сравнительно небольшим (на протяжении 1972–1979 годов оно ни разу не превысило 1000 человек). Большинство же выезжали с израильской визой, но с фактическим правом выбора между Израилем и США во время транзитной остановки в Вене: здесь счет шел уже не на сотни, а на тысячи людских душ. Именно тогда многие советские евреи осели и в крупных европейских столицах, прежде всего в Вене и Риме, служивших своего рода перевалочными базами еврейской эмиграции в 1970-е и 1980-е годы.
С конца 1970-х годов сугубо еврейская эмиграция раскололась надвое и почти поровну, даже с некоторым перевесом в пользу США. Первенство США продержалось с 1978 по 1989 год, то есть в те годы, когда сам по себе поток еврейских эмигрантов был мал или ничтожен. Но огромным «заделом» очередников и отказников, накопившимся за предыдущие годы, было предопределено то, что, начиная с 1990 года, когда на Израиль пришлось 85% еврейской эмиграции, он снова и прочно лидирует. Впрочем, и это лидерство спустя всего 12 лет пресеклось, когда в 2002 году — впервые в истории еврейской иммиграции из СССР — первое место среди стран приема заняла Германия!
От редакции «Ами». Нам особо важно еще раз осмыслить приведенное в первых строках сокращение численности иудеев (по вероисповеданию, как их определяли в дореволюционной России) и евреев (по крови, как их стали считать в самых «интернациональных» на свете Советах). Империя целенаправленно ограничивала их в правах и выдавливала со своей территории, начиная со времени завоевания Польши с ее еврейским нацменьшинством. Это и есть геноцид.
Никому давно уже не интересно знать, что евреи поселились на землях этой империи куда раньше современных русских: Крым и Самарканд, Поволжье и Закавказье — места, где наши предки жили со времен Римской колонизации, да и до того. Даже в новейшие (для нашего народа времена) — 1000 лет назад киевский летописец отмечает, что особенно горько плакали о смерти Владимира Красно Солнышко городские евреи.
«Ами — народ мой»
|