В Париже в Музее еврейского искусства и истории иудаизма проходит знаменитая выставка фотографий Романа Вишняка «Исчезнувший мир».
Перед тем как оказаться в Париже, выставка Романа Вишняка объездила полсвета. Она экспонировалась в Нью-Йорке, где собственно и хранится, во многих городах Америки, Европы и совсем недавно в Сеуле, где получила престижную премию.
Роман Вишняк родился в 1897 году в состоятельной еврейской семье в Павловске под Петербургом. Очень рано увлекся фотографией. В 1914–1920 годах изучал зоологию и медицину в университете Шанявского в Москве. После большевистского переворота в октябре 1917 года в обстановке массовых репрессий двадцатилетний Роман Вишняк и его семья находит временное убежище в Латвии. Из Риги эмигрирует в Берлин. В 1921–1931 годы он занимается научной работой в области микробиологии и оптики. Одновременно изучает историю искусства. Однако в получении докторской степени Роману Вишняку было отказано из-за его еврейского происхождения.
Тем временем в Европе все явственнее ощущается угроза коричневой чумы. В Германии к власти пришли нацисты. Тем не менее нашлось немало людей, которые надеялись на нормализацию положения в стране. Однако Роман Вишняк был одним из немногих, кто ясно почувствовал, что означает для евреев Европы приход к власти Гитлера. Он отдавал себе отчет в том, что еврейский мир, который он знал и любил, обречен на гибель. Роман Вишняк ставит задачу сохранить и запечатлеть его тем способом, которым мастерски владел, а именно искусством фотографии.
С 1935 года вплоть до начала Второй мировой войны он непрерывно ездит по еврейским местам больших и малых городов, местечек Польши, Литвы, Венгрии и Чехословакии. Многие свои снимки Роман Вишняк делал тайно, выдавая себя на разъездного коммивояжера, что, впрочем, его не спасало он арестов и временного тюремного заключения. Он без устали снимал учащихся иешив, цадиков и раввинов, торговцев и ремесленников, стариков и совсем молодых, мужчин и женщин, их дома и местечки. В результате ему удалось сделать не менее 16 тысяч негативов, из которых сохранилось, увы, не более двух тысяч, как и несколько фрагментов, запечатленных на кинопленке. В 1939 году вместе с родителями он оказывается на юге Франции, а в 1940 году вместе с женой и двумя детьми через Лиссабон — единственный порт, через который еще можно было покинуть Европу, эмигрирует в Соединенные Штаты.
31 декабря 1941 года он, наконец, оказывается в Америке и через несколько лет получает американское гражданство. Здесь он без успеха пытается привлечь общественное мнение США к судьбе миллионов евреев, уничтожаемых в Европе. В 1947 году он впервые публикует сохранившиеся фотографии. Этот альбом вышел под названием «Vanished World: Jewish Cities, Jewish People» («Исчезнувший мир: еврейские города, еврейский народ»). Благодаря мастерски сделанным фотографиям перед нами предстает уникальный и неповторимый мир Идишленда — Еврейской страны, варварски стертой с лица земли нацизмом.
В Америке Роман Вишняк продолжает заниматься научными исследованиями, работает вместе с Альбертом Эйнштейном. С 1961 года Роман Вишняк — профессор биологии в Иешива Юниверсити (США). Умер Роман Вишняк в 1990 году.
На выставке в Еврейском музее в Париже представлено семьдесят фотографических работ Романа Вишняка, от которых трудно оторваться, ибо благодаря им еврейский мир продолжает жить в наших сердцах. Спустя много лет Роман Вишняк вспоминал:
«Я не смог спасти мой народ, я смог спасти лишь воспоминание о нем. Спрятанный фотоаппарат для съемки народа, который не хотел, чтобы его снимали, может вам показаться странным. Было ли это безумием: без конца переходить границы, рискуя каждый раз жизнью? Каков бы ни был вопрос — ответ всегда один и тот же: нужно было это делать. Я чувствовал, что мир будет охвачен безумной тенью нацизма и это приведет к уничтожению народа, что не окажется ни одного свидетеля, который бы смог напомнить о мучениях. Я знал, что должен сделать так, чтобы этот исчезающий мир не был стерт полностью».
«Роман Вишняк, будучи в первую очередь свидетелем, выражает с болью и любовью свое отношение к еврейскому миру, такому живописному и восхитительному, который был поглощен огнем и мраком. Эта его любовь к мертвым нас затрагивает столь глубоко. Он любит их всех: раввинов и их учеников, торговцев и их клиентов, бродяг и певцов, меланхоличных стариков и смеющихся детей. Поэт воспоминаний, певец поруганной надежды, Роман Вишняк в первую очередь отличается правдивостью», — писал лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель.
АЕН
|