«Еврейский Обозреватель»
ДИАСПОРА
10/53
Май 2003
5763 Ияр

ЕВРЕИ И МИР ВОКРУГ НИХ

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ» В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ» С АДОЛЬФОМ ШАЕВИЧЕМ

На главную страницу Распечатать

Из досье "ЕО". Шаевич Адольф Соломонович - Главный раввин Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России. Член Президиума Российского Еврейского Конгресса, раввин Московской хоральной синагоги.

Родился 28 октября 1937 г. в Биробиджане; окончил Хабаровский политехнический институт и Раввинскую семинарию в Будапеште (Венгрия); в 1980-1983 годах - раввин Московской хоральной синагоги; с 1983 по 1992 год - Главный раввин СССР (избран на съезде Всесоюзного Совета Еврейских Общин (ВСЕРО); с 1993 года и по настоящее время - Главный раввин России (избран на учредительном съезде Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) всеми раввинами, находящимися на территории РФ); женат, имеет двух сыновей; увлечения - литература, музыка, спорт (хоккей, футбол).

Александр, Свердловск

- Уважаемый Адольф Соломонович! Сегодня в России действует множество еврейских организаций, и все бы было хорошо, если бы они между собой не враждовали. Это приносит вред людям, проживающим в России и не собирающимся никуда уезжать. В начале 1990-х создавались культурные общества, которые объединяли евреев на базе российской культуры. Сегодня же посредством небескорыстного вливания огромных средств среди евреев России пытаются насадить ортодоксальную религиозную идеологию, что в России не только невозможно, но и просто опасно. Пока нельзя говорить о победе гражданского общества в России. Посмотрите на опросы общественного мнения по поводу личности Сталина, и станет ясно, что вся деятельность еврейских организаций должна вестись обдуманно на пользу,   а  не во вред евреям, которые живут в России. Знаю, что не Вы стали инициатором того безобразия, другим словом это трудно назвать, но прошу Вас приложить все усилия для направления еврейского движения в правильное русло. История - наука точная, она не простит ошибок, и чтобы потом не было мучительно больно отвечать на вопрос, кто во всем виноват...

- Я совершенно с Вами согласен. Ничего хорошего для еврейской общины с созданием еще одной параллельной организации не произошло. Разделение, которое было до этого, к сожалению, еще более усугубилось. Конкуренция, возникшая между двумя организациями, должна была бы подвигнуть к чему-то прогрессивному,  а  у нас получилось наоборот. И я думаю, наша задача на ближайшее время - найти какие-то пути к общему объединению, к тому, чтобы действительно воспользоваться представленными нам возможностями для воссоздания нормальной жизни еврейской общины в России. Надеюсь, что так и будет.

Шмул, Нью-Йорк

- Глубокоуважаемый раввин! Мы с большой теплотой вспоминаем Вас, то время, когда жили в Москве и встречались с Вами в синагоге. Большое спасибо, что Вы есть. Скажите, пожалуйста, куда идут сегодня евреи? В Америке, куда мы приехали в поисках иудаизма, многие от него же убегают. Страшно!

- К сожалению, большинство евреев идет сегодня мимо синагоги. Тем не менее за последние годы, когда мы получили возможность создать многие организации, не вплотную связанные с религиозной жизнью, многие люди заинтересовались культурой, языком, традицией, но очень сильно сказывается тот промежуток времени, когда нас отлучали не только от религии, но и вообще от еврейства. Мы потеряли язык, громадное количество людей, знающих традицию, и все это не могло не сказаться. И, несмотря на то, что мы на протяжении 15 лет уже имеем хорошую возможность для возрождения, это возрождение идет не так, как нам бы хотелось, пробуксовывает, и этому много причин. Но самая главная причина в нас самих. Сегодня много соблазнов для молодежи,  а  религия требует некоторой самоотдачи и воспитания. Если говорить об иудаизме, то обычно очень многое давалось именно в семье, и эта традиция тоже нарушена, и несколько поколений просто оторваны от элементарных знаний о еврействе. Наверное, нет другого народа в России, который так бы ассимилировался. Этому есть причины, в частности, у нас нет мест компактного проживания - евреи живут по всей России. И, тем не менее, люди, у которых есть интерес к своим корням, сегодня могут получить разную информацию, и мы стараемся им помочь в этом. И надеюсь, что те евреи, которые живут в России, хотят жить в России, оставаясь ее полноценными гражданами, все равно будут ценить то, чем жили многие поколения до них. Именно это дает прочный фундамент, и даже если многие из них не станут верующими, они будут разбираться и знать историю и традицию, и это можно уже будет считать успехом.

Константин Амосов, Москва

- Уважаемый Адольф Соломонович! Известно, что Вы увлекаетесь литературой, музыкой и спортом.  А  какими языками свободно владеете? Пишете книги?

- Да, люблю литературу, люблю музыку, спорт. Читать приучился с детства, и все, что можно было, что сумел доставать, читал, практически не пропуская. Тогда, в годы моего детства, несложно было следить за всеми новинками, но достать их было трудновато. У меня очень хорошая библиотека. Я в 1973-1980 годы учился в Будапеште, и там был прекрасный магазин советской литературы, я оттуда привез громадное количество книг. И до сих пор книга для меня - это самое драгоценное. Стараюсь следить, читать все, что выходит.

Музыку люблю, но не могу сказать, что я приверженец каких-то направлений. Люблю джаз, классику, хорошую эстрадную песню, но практически не знаю современную попсу. У меня дома около 400 различных дисков - классика, джаз, эстрадные певцы наши и зарубежные. Когда есть время, стараюсь слушать.

Спорт очень люблю. Я с детства поклонник московского "Спартака" - футбольного и хоккейного. Раньше, когда было свободное время, любил смотреть, сейчас со временем немного тяжелее. Если удается, хожу и на другие матчи. Знаком с директором стадиона "Лужники", с генеральным директором "Динамо" - великолепные люди, знаком с Романцевым, Гершковичем, стараюсь быть в курсе всего, что происходит в спорте. Болею всегда за "Локомотив" в Еврокубках; все Олимпийские игры, чемпионаты мира стараюсь смотреть по мере возможности. Сам сегодня, к сожалению, спортом не занимаюсь. Раньше в институте играл в баскетбол, футбол, на лыжах бегал.

Кроме русского, владею ивритом, венгерским и говорю немного по-английски.

Алекс

- Каково Ваше отношение к двум известным евреям: Борису Березовскому и Владимиру Гусинскому? Почему, по-вашему, они сегодня находятся в эмиграции?

- С Борисом Абрамовичем у меня были контакты, я с ним несколько раз встречался, обращался к нему за помощью, и он целый год помогал нашему хору, оказывал финансовую поддержку. Сегодня это известный хор под управлением Михаила Турецкого. Однако для общины Борис Абрамович ничего не хотел делать, он отказался даже сотрудничать в Российском Еврейском Конгрессе, который мы создали благодаря усилиям Гусинского. С ним у меня были более тесные контакты, мы долго сотрудничали в этом Конгрессе, и он очень много сделал для российской еврейской общины. Но кроме контактов, связанных с деятельностью на благо общины, у нас не было других взаимоотношений.

Я очень мало знал о финансовой деятельности и Березовского, и Гусинского, об их политических пристрастиях. Одно могу сказать с уверенностью. То, что с ними произошло, никакого отношения к еврейству не имеет. Это, скорее, политические, финансовые проблемы, но ни в коем случае факты антисемитизма.

Леонид Зильберман

- Уважаемый Адольф Соломонович, меня интересует Ваше отношение к книге Александра Солженицына "Двести лет вместе".

- Я прочел книгу Александра Солженицына, особенно внимательно - вторую часть, которая посвящена более близкому нам периоду. Я бы не стал давать однозначной оценки, как это делают многие, что книга явно антисемитская, или наоборот, - книга в поддержку евреев. Мне кажется, в ней Солженицын отобразил свою позицию в нашей совместной жизни, она у него есть, и очень многие цитаты, приведенные в этой книге, мне показались подобранными именно под эту позицию. Вообще, мне кажется, что эта тема настолько щекотливая и настолько ответственная, что нужно просто ею заниматься всю жизнь. Путем метода подбора каких-то цитат из историков или философов, даже на основании некоторых документов делать какие-то обобщающие выводы - дело совершенно неблагодарное, и в определенной степени, мне кажется, книга не совсем совершенна в этом плане.

Александр, студент

- Как Вы можете объяснить тот факт, что практически все олигархи России, все самые богатые люди России, входящие в список "самых богатых людей мира", - евреи?

- Вот я могу объяснить, почему я не олигарх и почему миллионы евреев, живущих в России, не олигархи. Наверное, дано людям, смогли сориентироваться. Большинство из них не имеют высшего образования, занимались другими видами деятельности, но сегодня преуспевают на ниве бизнеса. То же и у русских - есть Потанин, Дерипаска, Пугачев,  а  Ивановы, Петровы и Сидоровы - не олигархи. Может быть, евреи, которые на протяжении тысячелетий занимались финансами, сохранили генетическую возможность в нужный момент проявить себя в этой сфере.

Борис Лямин, Москва

- Что Вы можете сказать об антисемитизме в современной России? Ощущаете ли Вы рост экстремистских настроений, направленных против евреев? Насколько это серьезно, как с этим можно бороться?

- К большому сожалению, антисемитизм существует. И бытовой, уличный антисемитизм - наиболее яркий. С распадом СССР возникло много откровенно фашистских партий, стали выходить в большом количестве антисемитские издания. Постоянно нам сообщают со всех уголков России о нападениях на синагоги, осквернении еврейских кладбищ, регулярно приносят издания, газеты, книги с откровенными антисемитскими высказываниями, с призывами к погрому, уничтожению евреев. И от правоохранительных органов нет никакой поддержки. Вот появились щиты с юдофобскими плакатами, виновных не нашли, я уверен, что их и не очень искали. Это, к сожалению, есть. О причинах можно говорить до бесконечности. В многонациональной России, если у нас не будет общей национальной идеи, это все будет продолжаться еще очень долго, будем разбираться с евреями, чеченцами, татарами, башкирами. У нас более 100 национальностей. И разбираться можно до бесконечности с каждой, и ни к чему хорошему это никогда не приведет. Это гибельный для России путь. Если мы не научимся жить вместе, если для нас действительно не будет объединяющей идеи единой России, Родины для всех, значит, будущего у России нет. Я могу сказать от имени еврейской общины России, что подавляющее большинство евреев, живущих сегодня в России, хотели бы здесь жить, никуда не уезжать и чувствовать себя как дома. Если мы будем и дальше продолжать эту губительную политику в поисках врагов рядом с собой, мы не найдем никогда общей идеи, не найдем того пути, который сделает Россию действительно великой страной.  А  большинство живущих здесь очень этого хотят, и я думаю, что даже после массового отъезда евреев в последнее десятилетие все равно остался очень мощный еврейский потенциал, который мог бы принести пользу России.

Анна Шатохина

- Слышала, что в Москве есть еврейский детский дом, в котором живут дети со всей России. Какие дети и как туда попадают?

- Около 5 лет существует в Москве опекаемый нашей синагогой еврейский детский дом. Все началось с конфликтов после распада СССР, особенно на Кавказе, появились дети, которые потеряли родителей, и мы озаботились этой проблемой. Потом к нам стали обращаться дети из неблагополучных семей. Мы нашли нескольких детей в детских домах, по документам - из еврейских семей. На сегодня у нас около 30 воспитанников со всей России, и мы занимаемся поисками всех, кто нуждается в нашей помощи, и готовы принять их в детский дом. Дети ни в чем здесь не испытывают недостатка, и мы надеемся, что они вырастут полноценными гражданами страны.

11 марта 2003 года
Продолжение следует
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org