Украинский центр изучения истории Холокоста уже несколько лет продвигал идею поездки в Мемориальный институт памяти жертв Катастрофы и героев Сопротивления — Яд ва-Шем (Иерусалим) отдельной украинской группы преподавателей истории. На 16-ом году суверенности идею обучения украинских учителей в Международной школе Яд ва-Шем (которая известна во всем мире) удалось реализовать.
Учителя из разных регионов Украины при помощи УЦИИХ, совместно с Международной школой Яд ва-Шем (при активном участии доктора Ирит Абрамски) и при финансовой поддержке гуманитарного европейского фонда ICHEIC, прибыли в Израиль.
Уже по традиции Международная школа обеспечила прекрасные бытовые условия проведения семинара — участники жили в отеле Park Plaza, расположенном недалеко от Кнессета. Иерусалим удивлял всем. И огромным количеством туристов, и количеством верующих евреев на улицах города, и числом вооруженных солдат. Учителя в первый же день воочию увидели горячие проблемы современного Израиля. Отель обслуживали арабы — вполне приветливые и гостеприимные. В то же время, в получасе езды от Иерусалима, со стороны сектора Газа обстреливали самодельными ракетами городок Сдерот. Жители городка в отчаянии умоляли израильское правительство сделать хоть что-то, однако что можно сделать, когда СМИ мира яростно критикуют израильскую армию за «вторжение в Газу», ни слова не говоря об обстрелах Сдерота?
Семинар открылся знакомством с миром еврейской культуры. Лекция Пинхаса Полонского, теолога из Центра «Маханаим», сразу вводила в суть проблемы — уникальное место евреев в мире, проблемы родственных религий — иудаизма, христианства и ислама, позиция европейцев, проблемы терроризма и т.п. Участники неожиданно для себя открыли то, что в Украине еще многого не знают об острых спорах современности.
Затем учителя посетили архив Яд ва-Шем, который поразил не только современным оснащением и обширностью хранящейся информации о Холокосте, но и абсолютной открытостью для любого исследователя. Настоящей, а не показной демократией веяло от компьютеров, стендов и папок архива. Тут же можно ознакомиться с огромным количеством изданий, выходящих в мире по истории Холокоста.
Доктор Илья Лурье прочел блестящую лекцию «Еврейская община от средних веков до новой эпохи», которая отличалась совершенно иным подходом — светским и научным. Тем самым сотрудники Яд ва-Шем подчеркнули возможность сосуществования различных подходов в демократическом израильском обществе.
Потрясла лекция известнейшей переводчицы, литератора и критика Зои Копельман на тему Катастрофы в литературе. Основой лекции послужила составленная д-ром Копельман книга «Опечатанный вагон», недавно изданная в Израиле. В сборнике широко представлена литература о трагедии Шоа. Учителям было предложено расширить антологию при помощи украинского материала, и участники были удручены фактическим отсутствием в украинской литературе темы Холокоста. Кроме некоторых произведений Д.Павлычко, В .Стуса, И.Драча, М.Фишбейна, трудно припомнить еще что-либо...
В первый же вечер прекрасный экскурсовод, бывшая крымчанка, представила участникам поездки Иерусалим. Город Мира ошеломил преподавателей. Верно высказалась одна из участниц: «Сколько лет от нас скрывали мир и сколько лет морочили головы мифами, представляя СССР центром мира...». Древние иудейские святыни, мечеть Аль-Акса, православные, католические и протестантские храмы, английская, турецкая, современная израильская архитектура — все это переплелось в Иерусалиме в чудную, сказочную смесь. Арабские торговцы, израильские солдатки с автоматами, японские туристы, православные паломники, американцы и швейцарцы — весь огромный мир предстает в Иерусалиме во всей красе.
Новые и старые залы Музея Яд ва-Шем никого не оставили равнодушными. «Ожившие» с помощью компьютерной техники фотографии евреев Польши, СССР, Германии, с которых дети машут ручками посетителям, потрясают. Участники побывали на трех экскурсиях по Музею, которые проводили разные специалисты. Встречались с двумя женщинами, пережившими Шоа, — Маней Бегуновой и Соней Зайцевой.
Лекция Арона Шнеера «Советское еврейство между двумя мировыми войнами» представила в широком контексте как сотрудничество евреев с советской властью, так и их попытки сопротивления и репрессии по отношению к ним. Последнее в особенности касается еврейства Западной Украины после вторжения туда советской армии в 1939 году.
Экскурсия в Музей Израиля представила Иерусалим совершенно в другом контексте. Хранилище древних рукописей Кумрана, макет Иерусалима времен Ирода и макет Храма, сад скульптур, где царствует Роден и выставлен великий Архипенко (один из основателей авангардной скульптуры, уроженец Павлограда, умерший в Америке скульптор мирового значения), бесценная экспозиция живописи, включающей в себя Пикассо, Шагала, Уорхолла, Мане и многих других, — всего не перечислить. И уж совсем неожиданным для участников был концерт прямо в одном из залов Музея — еврейские студенты играли Моцарта...
Третий день был посвящен проблемам антисемитизма. Эмоциональные лекции Ирит Абрамски перемежались с круглыми столами, в которых активно участвовали учителя и израильские коллеги — М.Сидоров, А.Кардаш, Л.Цигельман.
Следующий день предназначался для изучения проблем гетто. Психологическое напряжение от трудной темы Холокоста росло, его удалось снять экскурсией в Старый город.
В Шаббат участники посетили Мертвое море, Масаду и туннели Храмовой горы.
Проблемы еврейского сопротивления и Праведников народов мира — эта тема царствовала в следующие дни. Катя Гусарова подробно рассказала участникам семинара о Комиссии по Праведникам, о сложностях в ее работе и достижениях.
Участники посетили старейший Музей Катастрофы, расположенный в кибуце Бейт Лохамей а-Гетаот. Побывали семинаристы и в элитной иерусалимской гимназии «Леяда», где встретились с директором, учителем обществоведения и школьниками. Открытием для многих украинских учителей стало то, что израильские школьники слышали об Украине только в контексте погромов времен Хмельницкого и нынешнего антисемитизма. Здесь нужно отметить, что во время дружеской встречи украинских и польских учителей поляки также были потрясены количеством памятников и названиями городов, связанных с людьми, чьи действия заключались именно в убийствах или как минимум насилии. И в этой связи лекция, прочитанная Шуламит Инбер о методике преподавания Катастрофы в Международной школе Яд ва-Шем открыла украинским учителям новые грани их предмета. Вместе с тем преподаватели-участники из ассоциации «Нова Доба» демонстрировали пример гуманитарного и толерантного подхода к преподаванию истории. Презентации проектов участников семинара демонстрировали желание учителей преподавать эту трагическую тему именно в свете гуманитарных аспектов. Украинские учителя продемонстрировали такой же уровень сочувствия и знаний, как коллеги из других стран. Мы искренне благодарны этим людям за участие в семинаре, за их труд. Как раз напротив — некоторые из приглашенных Яд ва-Шем лекторов продемонстрировали незнание украинской истории. Вместе с тем было очевидно, что украинские учителя не знают современного контекста гуманитарных проблем, например, о широком распространении антисемитизма в Иране, Сирии, Египте, геноциде в Дарфуре и т.п. Не знают о том, что в 1970-х годах СССР поддерживал многие террористические группировки. Д-р Людмила Цигельман привела в пример реакцию министра образования Египта на выступление Натана Щаранского, призвавшего остановить трансляцию сериала «Протоколы сионских мудрецов» по египетскому телевидению. Трансляция была остановлена. В свете этого мы не можем назвать ни единого действенного решения украинских чиновников в адрес МАУП. Характерен пример Ивана Демьянюка, которого, судя по всему, не собираются судить в Украине. Более того, как сообщили украинские учителя, в некоторых кругах украинского общества Демьянюк представляется чуть ли не «национальным героем»! Человек, который был банальным коллаборационистом, причем коллаборационистом абсолютно безыдейным! В чем его героизм? По всей видимости лишь в том, что его преследует американская и израильская юстиция за преступления, совершенные во время Второй мировой... Когда в Яд ва-Шем приводили факты — шесть тысяч выведенных белорусскими партизанами евреев из минского гетто, 28 тысяч евреев, тайно переведенных поляками на «арийскую» сторону в Варшаве, украинцы не могли привести подобных фактов широкой помощи евреям во время Холокоста. Разумеется, в Украине много Праведников мира, и их недавнее награждение Президентом Ющенко (первый подобный случай в СНГ) — чрезвычайно актуально. Однако... Замалчивание иных сторон истории не приведет к конструктивному диалогу. Ирит Абрамски подчеркивала из собственного опыта преподавания темы Шоа и в арабских школах, и в среде учителей из России и Литвы — дело не в некой «вине за прошлое», а в современных реалиях. Цель в том, чтобы сегодня обращать внимание на проблемы, не решенные в прошлом. Именно ради этого Международная школа подарила всем участникам семинара книги, плакаты, видео и CD.
На семинаре бросалось в глаза, что многие из украинских учителей не имеют под рукой источников и документов, связанных с историей Холокоста. По-прежнему мало информации в учебниках и книгах. По-прежнему широко представлены отрицатели, которые прикрыты званиями профессоров и докторов наук. Безжалостная, шокирующая правда, например, об украинских охранниках в Треблинке, которые после подавления восстания евреев получили землю на месте лагеря смерти, создали там ферму и вполне успешно существовали, если бы не приход советской армии, — до сих пор неизвестна в украинском обществе. Кроме того, мы часто не знаем, что стало с теми, кто помогал немцам осуществлять «окончательное решение еврейского вопроса» и скрылся от суда. Рассказ г-жи Гусаровой о встречах с Праведниками мира в Израиле должен стать достоянием украинских СМИ. При встрече с польскими коллегами мы выяснили, что у них поездки подобных групп обязательно сопровождаются журналистским эскортом, хотя тема Холокоста не была табу в Польше и в эпоху социализма. Польской общественности хорошо известно о семинарах в Яд ва-Шем и об участии в них польских специалистов.
В ходе подведения итогов семинара учителя высказывали пожелания и себе, и украинской исторической науке. Они сказали, что семинар поставил больше вопросов, чем ответов, что они очень хотели бы расширить свои знания о проблемах Шоа, о жизни Израиля, о проблемах антисемитизма. Учителя почувствовали, что Иерусалим — это одна из основ современной мировой культуры, без которой мир будет совершенно иным. Ответственность за мир, за город мира — Иерусалим, ответственность за народ Израиля и за 300 тысяч украинцев, которые живут в Израиле, — это ответственность лежит на всех странах мира.
Украинские учителя были чрезвычайно благодарны Яд ва-Шем, европейскому гуманитарному фонду и Украинскому центру изучения истории Холокоста за возможность побывать на Святой Земле.
Надеемся, что когда-нибудь украинское общество будет с благодарностью вспоминать эту первую группу учителей, открывших для себя Яд ва-Шем.
|