Владимир ПЕТРУХИН, профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)
— Хазары первыми создали городскую цивилизацию на территории России и Украины. В их городах жили бок о бок люди, принадлежавшие к разным этносам и разным религиям. Жили дружно и создавали общую культуру. Таким образом, хазары дали первый образец цивилизованного быта в нашей истории. Это главное. Что касается евреев, то еврейские общины в Хазарии были малочисленны, и одна из этих общин сохранилась только в Киеве, будущей столице Руси. История современных евреев связана с диаспорой ашкеназов, пришедших из Западной Европы и Польши, но не с хазарами.
Михаил ЧЛЕНОВ, профессор, декан филологического факультета Академии им. Маймонида, президент Ваада России
— Хазария — это одна из самых необычных, экзотических и привлекающих интерес глав средневековой истории иудаизма. Одновременно Хазария — яркая, экзотическая, необычная глава истории России. Более тысячи лет тому назад две эти линии — российская и еврейская история — сошлись вместе и так и остаются до сих пор сопрягаемыми друг с другом.
Для историка, антрополога, которым я являюсь, Хазария необычна тем, что это наиболее яркий образец иудейского прозелитизма — явления, как принято не совсем верно считать, иудаизму чуждого. Можно сказать, что, видимо, с хазарских времен начинается государственность Руси, то есть, видимо, раньше, чем рассказывает в «Повести временных лет» предание о призвании варяжских князей.
Одним из парадоксов хазарской реальной истории является то, что до сих пор на этой огромной территории не найдено ни одного иудейского артефакта, который мог бы сопрягаться с Хазарией. Это говорит о том, что разные иудейские находки на Таманском, Керченском и Крымском полуостровах соотносятся не столько с хазарами, сколько с местными еврейскими общинами.
В еврейской памяти в течение долгого времени Хазария оставалась чем-то вроде красивой сказки. Знаменитое письмо кагана Йосефа, адресованное в Испанию великому визирю Хасдаю ибн-Шафруту, неоднократно перепечатывалось вместе и как бы на одном уровне с легендами о десяти пропавших коленах. Но в XX веке выяснилось, что Хазария была не сказкой, а вполне реальным историческим явлением. Как только это стало понятно, это явление привлекло интерес антисемитов, которые уже сегодня, в XXI веке, создают очередные антисемитские мифы о Хазарии. Ныне покойный скульптор Клыков вознамерился в прошлом году поставить в белгородской деревне памятник русскому воину, поражающему хазарское чудовище с магендовидом на щите. К счастью, удалось ему объяснить, что такого исторического события не было.
Как мы видим, хазарская тематика, несмотря на временную отдаленность от нас, продолжает волновать очень многих — не только евреев и антисемитов, но и серьезных ученых, занимающихся средневековой историей Восточной Европы.
Дмитрий ЭЛЬЯШЕВИЧ, ректор Петербургского института иудаики, доктор исторических наук, профессор
— Что касается роли Хазарского каганата для истории евреев в Восточной Европе и конкретно в России, то эта роль резко отрицательная, поскольку хазары-иудеи стали первыми в ряду обобщенных образов врагов в народном сознании. Что касается роли Хазарского каганата в русской истории, то эта роль двойственная. Негативная, поскольку Киевская Русь очень много натерпелась от хазар как захватчиков, грабителей и так далее. И положительная, поскольку борьба с хазарами сплачивала раннерусское государство и оттачивала военное мастерство.
Валерий ФЛЕРОВ, старший научный сотрудник Института археологии РАН
— Буквально два дня назад я вернулся с раскопок одной из уникальных крепостей Хазарии — Правобережной Цимлянской. Эти раскопки в рамках «Хазарского проекта» финансируются Российским еврейским конгрессом. Хазары сыграли большую роль для Средневековья, для современной им истории, для их соседей-славян в плане материальной культуры — в том смысле, что они были образцом более высокой материальной культуры. Я думаю, что все славянские племена — непосредственные соседи — волей или неволей брали за образец достижения хазар — видимо, в металлургии, видимо, в гончарном производстве.
Труднее говорить о каком-то влиянии в области государственного строительства. Я сомневаюсь, что было какое-то влияние, хотя среди других историков бытует мнение, что в Киевской Руси была взята за основу система двоевластия, существовавшая в Хазарском каганате. Что касается южных районов — Причерноморья, Крыма, то здесь само существование Хазарии как громадного и емкого рынка содействовало процветанию и Крыма, и Таманского полуострова. Этот рынок поглощал массу высококачественной керамики, вино. А поскольку был рынок, на него активно работали причерноморские мастерские. В целом — и это безусловно — в Восточной Европе (на современной территории России и Украины) в VIII — начале IX века Хазария обладала самой высокой материальной культурой.
Что касается роли хазар в истории еврейства, то это уникальный эпизод во всемирной еврейской истории. Но я бы не стал преувеличивать его значение в истории евреев, поскольку он не имел для нее больших последствий. Я, видимо, один из немногих археологов, кто специально занимается этим вопросом, но пока я не нашел материальных следов иудаизма в Хазарии. Исторический факт сомнений не вызывает, и это принято всеми историками, — Хазария приняла иудаизм, но, к сожалению, материальных следов иудаизма пока обнаружить не удается.
Хазария, безусловно, выдающееся государство, но большого влияния на Восточную Европу оно не оказало. Впрочем, это судьба не только хазар.
Светлана ПЛЕТНЕВА, профессор, доктор исторических наук, историк-археолог
— В российской истории хазары сыграли важную роль. Прежде всего Хазарский каганат защищал молодую, только рождающуюся Русь от полчищ кочевников, которые рвались на Запад. Это безусловная польза. Из Хазарского каганата на Русь перешло много разных культурных привычек, чисто бытовых, особенно в смысле украшений. Мое убеждение, но я не могу его достаточно серьезно подтвердить, что дряхлеющее государство (Хазарскому каганату к тому времени было уже 300 лет) оказало большое влияние на молодое государство российское. Второе. Хазары были очень терпимы к самым разным религиям. Но бог у них был один, существовала идея единобожия. При этом очень многие хазары приняли христианство. Так, в X веке во время похода на Византию русские клялись в верности русскому князю перед статуей Перуна — славянского бога войны, а варяги (норвежцы, шведы) и хазары — у церкви святого Илии.
В конце VIII — IX веке евреев обижали в Византии. Они начали активно осваивать Крым. До этого его осваивали византийские торговцы и купцы, теперь к ним прибавились евреи, которые резко расширили торговые и дипломатические связи. Евреи и наладили связи с Хазарским каганатом. А дальше кто-то из очень умных и богатых евреев уговорил кагана принять иудаизм. Каган, его свита, все дружинники приняли иудаизм. Образовалась довольно сильная группировка хазар-иудеев под покровительством самого кагана. Государство начало считаться иудейским, но, видимо, не очень серьезно. Византийский император взял в жены иудейку — что было бы по тем временам абсолютно невозможно, если бы он относился к этому серьезно.
Евреи наладили в Хазарском каганате торговлю — в IX веке она очень выросла, и Хазарский каганат стал очень богатой страной. Но в конце IX — начале X века русские князья отобрали у хазар данников (три славянских племени — поляне, северяне, радимичи — платили хазарам подати) — без войны и скандала. Несмотря на богатство или вследствие его (богатое государство привлекательно для грабежей) кочевники с Востока (Заволжья, Зауралья) стремились поживиться за счет хазар.
В X веке хазары очень ослабели, и евреи, я думаю, перешли опять в Крым, поближе к торговым портам. На Таманском полуострове евреи остались. Очевидно, там была довольно сильная иудейская община, которая решила вместе с хазарами отделиться от русских. В результате это не удалось — русский князь явился из плена и казнил всех евреев. А в Крыму и сейчас проживают много евреев — потомков евреев и хазар (караимы).
Сергей СОРОЧАН, д-р исторических наук, профессор кафедры истории Харьковского национального университета, академик Украинской академии исторических наук
— Начнем с истории евреев, поскольку история евреев к хазарам ближе, чем история российского государства. Для евреев хазары были некой «обетованной родиной». Это была попытка найти приют в государственном масштабе. Видимо, это в значительной степени было связано с торговыми интересами евреев. Я имею в виду то международное еврейство, которое под названием рахданиты — «знающие путь» вело торговлю от Севильи до Востока. Оформление иудаизма, видимо, произошло у хазар достаточно рано. Хотя в последнее время появилась точка зрения, высказанная французским историком Константином Цукерманом, который пытается сдвинуть это действительно эпохальное и для хазар, и для евреев событие к 60-м годам IX века, то есть почти на столетие позже общепринятой датировки. Но даже если оставить эту проблему в области дискуссии, в лице хазар евреи все-таки получили свое государство, которое пусть и недолго — до второй половины X века — просуществовало достаточно благополучно. Впрочем, эксперимент закончился неудачно — Хазария исчезла и вместе с ней исчезла надежда евреев на сохранение своего государства.
А что касается влияния Хазарии на русское государство и русскую государственность, то, мне кажется, оно бывает слишком преувеличенным историками. Даже если признать, что хазары имели отношение к созданию Киева как города и у них там был свой гарнизон, это не столь много, чтобы говорить о решающем вкладе хазар в создание русской государственности. Перекличка наименований хаган — «каган руссов» не столь существенна. Это всего лишь внешнее влияние, отразившееся в лексике языка. Да и влияние хазарского иудаизма на Русь, видимо, оказалось минимальным. Наличие еврейской общины в Киеве, о которой сообщают еврейско-хазарские документы X века, опять-таки не может считаться краеугольным камнем в создании русского государства. Евреи остались на Руси представленными своими общинами, но не более того. Войти в состав правящего класса, как в Хазарии, здесь они не смогли.
«Еврейские Новости»
|