Александр Копцев, напавший с ножом на прихожан и сотрудников синагоги на Большой Бронной улице в Москве, был приговорен Московским городским судом к 16 годам лишения свободы. При этом суд четко признал, что содеянное Копцевым — это не только попытка убийства нескольких человек, но и преступление на почве национальной ненависти.
Ицхак КОГАН, раввин московской синагоги на Большой Бронной
— Впервые суд дал правильную оценку подобным деяниям, и если суд предназначен для того, чтобы предупреждать подобные деяния, то его решение послужит предупреждению антисемитизма и ксенофобии.
Лионель ДАДИАНИ, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии РАН
— Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Зоологические юдофобы, неустанно проповедующие «откровения» из «Протоколов сионских мудрецов», «Майн кампф» Гитлера, «Ударов русских богов» Истархова, изданной Корчагиным «Еврейской оккупации России», «Книги о еврейском фашизме» Миронова и других подобных опусов, конечно, объявят приговор Мосгорсуда абсолютно несправедливым. Будет, как и раньше, заявляться, что это проявление русофобии, очередная диверсия «иудомасонов» и т. д . Вновь будут муссироваться мифы о «всемирном еврейском заговоре», «засилье евреев во всех государственных органах» и пр.
Наверное, будут еще более активно пущены в оборот лживые версии: мол, Александр Копцев пришел в синагогу поспорить с иудеями по поводу мучивших его вопросов, а его зверски избили, а затем стали требовать для него пожизненного заключения и даже смертной казни. Снова всячески будет обыгрываться душевная болезнь этого юноши, трудности в его личной жизни. Как всегда, сильно достанется СМИ, которые якобы «раздули шумиху», действуя по указаниям своих «сионистских и просионистских хозяев и покровителей», превратили «узника совести» в преступника-террориста. Адвокаты Копцева продолжают утверждать, что их подзащитный не имел цели убивать евреев, а просто хотел спровоцировать их на то, чтобы они его убили…
В свою очередь, один из адвокатов потерпевших от учиненной Копцевым резни заявил, что «с учетом высокого общественного резонанса этого преступления дело будет иметь прецедентное значение». Однако в России, как известно, не прецедентное право, как, например, в англосаксонских странах…
И все же есть определенные основания полагать, что приговор по этому делу и в целом правильное отношение общественности являются предупреждением тем, кто не до конца одурманен массированной юдофобской пропагандой и не стал, подобно несчастному Копцеву, жертвой мифов и наветов антисемитизма. В последнее время правоохранительные органы России усилили борьбу против политического экстремизма-терроризма и ксенофобии; суды стали чаще выносить адекватные приговоры. Эти проблемы стали больше волновать широкие круги общественности; каждодневное внимание им уделяют священнослужители всех исторических религий России.
Виктор ДАШЕВСКИЙ, заместитель председателя Московского антифашистского центра
— Второе решение, безусловно, послужит предупреждением антисемитам. Настроения ксенофобские и антисемитские, в том числе, находятся на подъеме и они не будут этим решением сбиты. Но если бы Копцев остался без такого строгого повторного наказания, это еще больше стимулировало бы как подстрекателей, так и исполнителей таких злодейств. Копцев на втором процессе уже мало напоминал Копцева на первом. И гонор, и самолюбование исчезли.
Я лично изначально не разделял позицию некоторых очень уважаемых юристов, например Генри Марковича Резника, которые полагали, что Копцев не имел цели возбудить национальную вражду. Он не просто совершил попытку убийства, он хотел, чтобы такое повторилось, он хотел быть примером для других. Теперь, надо полагать, охотников повторять будет меньше.
Борис ПИЛЯЦКИН, корреспондент газеты «Известия»
— Я только что приехал из Германии. В промозглый день под дождем у главного входа в павильоны знаменитого пивного фестиваля «Октоберфест» стояли полтора десятка человек с плакатами «Нет фашизму!» В основном, это была молодежь — юноши и девушки с прекрасными одухотворенными лицами, несколько пожилых мужчин. Они пришли отметить печальную годовщину — несколько лет назад неонацисты взорвали в толпе посетителей фестиваля бомбу.
Интересно, когда исполнится очередная годовщина преступления Копцева, вспомнит кто-нибудь об этом? Может быть, только пострадавшие или их родственники. И уж, во всяком случае, никаких плакатов «Нет антисемитизму!» в городе не появится. Слишком легко страна, победившая в прошлом веке фашизм, отдает век нынешний неонацистам, плодящимся у нас, как амебы. Пушкинское «его пример — другим наука» определенно не для единомышленников Копцева и уж тем более никакое не предупреждение. Если они в сердцах и поругивают его, то только за то, что он, дурак, «засветился»: сделав дело, не успел смыться, как тот не пойманный «мститель» инородцам в Петербурге, зарезавший индийского студента.
А что касается ксенофобских настроений, то их градус достиг такой отметки, что даже десяток осужденных копцевых никакого влияния на ситуацию не окажет.
Владимир НОВИЦКИЙ, президент российской секции Международного общества прав человека
— Что касается превентивной составляющей приговора, то он, я думаю, послужит предупреждением антисемитам, поскольку он нестандартно строг. Что же касается его влияния на рост антисемитских настроений, то здесь вероятнее всего возможно обратное действие приговора, так как именно его суровость может подтолкнуть людей к мысли, что государство больше озабочено защитой не всего общества, а отдельных его этнических групп. Такой реакции исключать нельзя. С этой точки зрения чрезмерное внимание СМИ ко второму процессу было несколько излишним. Общий ксенофобский аспект здесь выделять не совсем правильно, так как Копцев действовал, будучи убежденным антисемитом.
Андрей КОЛЕСНИКОВ, политический обозреватель РИА «Новости»
— При том, что это решение не очень воздействует на политические настроения как в элите, так и в массах, оно имеет важное прецедентное значение: и с точки зрения уголовного права — теперь любой суд, рассматривая схожие дела, будет ориентироваться на решение по «делу Копцева»; и с точки зрения политической — потому что впервые публично антисемитизм и разжигание национальной розни названы своими именами.
Не думаю, что такое решение удержит ксенофобов от совершения ими преступлений, но, тем не менее, это довольно внятное предупреждение в том смысле, что наказание за эти преступления может оказаться неотвратимым.
Валерий КАДЖАЯ, журналист
— Я не думаю, что сам факт такого приговора произвел огромное впечатление на большинство россиян. Их волнуют более серьезные вопросы, например, история в Кондопоге. Она вскрыла гораздо более серьезную болезнь. Все-таки нападение психически не совсем уравновешенного Копцева — это частный случай, и он вовсе не говорит о разгуле антисемитизма в России. В России сегодня гораздо серьезнее вопросы, касающиеся и евреев как коренного населения, — это незаконная иммиграция. Если вопросы, связанные с незаконной иммиграцией, не будут заложены в твердые рамки закона, то это, конечно, может вызвать разгул ксенофобии, и тогда евреям за компанию тоже достанется.
Не думаю, чтобы случай с Копцевым особенно повлиял на рост ксенофобских настроений. Более серьезным представляется формирование националистических организаций типа штурмовых отрядов Германии 1920-30-х годов, которые мы наблюдаем, скажем, в Петербурге. Ксенофобия в преуспевающем благополучном обществе, как правило, не имеет места. Она — дитя бедности, сильного расслоения, и тогда любой богатый еврей на фоне общей нищей массы россиян будет восприниматься как враг. Точно так же, как враг будет восприниматься богатый чеченец или азербайджанец. Тем более что в глубинных российских областях мы наблюдаем сейчас возникновение сплоченных этнических групп с Кавказа. Это, безусловно, может привести к росту и даже разгулу ксенофобии. И в создавшейся ситуации, повторяю, евреям достанется просто за компанию по старой привычке: «Бей жидов, спасай Россию!»
«Еврейские новости»
|