Шейх Насралла трубит победу. Вещая на телеканале Al Manar, он заявил о военном триумфе и пообещал, что он и все боевики Хизбаллы окажут помощь в возвращении тех, кто бежал от бомбардировок, и в восстановлении разрушенных домов.. Но в его речи содержалось также послание к ливанскому правительству, или, вернее, к той части правительства, которая не имеет прямого отношения к Хизбалле: «В то время как миллион беженцев были вынуждены покидать свои дома, а наша молодежь жертвовала жизнью в борьбе против врага, кое-кто говорит о разоружении, сидя за своими письменными столами в кабинетах с кондиционерами. Не время говорить об этом». Угрожающий сигнал, обращенный к тем, кто, одобрив резолюцию ООН, взял на себя обязательство заставить всех полностью выполнять ее положения.
Воззвание Насраллы прозвучало в тот момент, когда через всю страну двигаются вереницы автомашин с беженцами. Как только стало ясно, что прекращение огня будет соблюдаться, тысячи людей отправились в путь из Бейрута, из городов на севере и из горных районов, не подвергавшихся бомбардировкам, чтобы вернуться на юг страны, который больше месяца был театром военных действий между боевиками Хизбаллы и израильскими солдатами: единственная мера предосторожности, предпринятая многими, — радиоприемник в автомобиле, чтобы следить за новостями.
250 тысяч человек решили больше не ждать ни дня и поехать проверить, что стало с их домами и собственностью, оставленными на несколько недель.
Человеческий поток создавал гигантские пробки. «Возможно, опасно возвращаться сразу же, но, если все начнется сначала, мы опять убежим», — говорит Ибрагим, который в первый же день войны покинул свою деревню, расположенную в 6 км от израильской границы.
Далее движется голубой микроавтобус, в котором находятся десять человек. «Дома больше нет, — говорит глава семейства, одетый в пеструю гавайскую рубашку. — Но мы его восстановим. Самое главное — мы победили, израильтяне потерпели поражение».
Такие настроения преобладают среди тех, кто возвращается на юг. Сначала можно подумать, что это отчаявшиеся люди, но почти каждый из них считает себя представителем народа-победителя и превратил возвращение в победный марш: люди Хизбаллы помогают солдатам ливанской армии регулировать движение на каждом сложном участке дороги.
На каждом перекрестке, каждом сужении дороги, на каждом повороте молодые люди раздают зелено-желтые флажки Хизбаллы и бело-красные флажки Ливана.
В нескольких километрах от Сайды на дороге стоит мальчуган, ему от силы лет 12: он раздает листовки, подписанные Хизбаллой.
Когда колонна достигает окрестностей Тира, который несколько дней находился в изоляции и куда лишь недавно сумели доставить первую партию помощи ООН, уставшим автомобилистам начинают раздавать сладости, завернутые в яркие бумажки: и эти «добрые» молодые люди — члены Хизбаллы.
Жители южного Ливана уже решили для себя, кто победил, и в большинстве своем гордятся тем, что, несмотря на такие потери и такие страдания, за ними осталось последнее слово. Есть и несогласные, но они предпочитают молчать перед лицом энтузиазма большинства.
«La Repubblica», Inopressa.ru
|