«...Род уходит и род приходит, а земля пребывает в веках!..» — говорил древний мудрец... Так оно и было: веками блуждали на чужбине евреи, а земля их предков все ждала и ждала.
Рассказывая о судьбе пророка Моисея, мы вспоминаем человека, которого смело можно назвать «Моисеем новейшего времени», — это Бениамин Зэев (Теодор) Герцль. Его труд «Еврейское государство», напечатанный в 1896 году, прозвучал как взрыв. Создание независимого еврейского государства многим евреям показалось чистой фантазией. Тем не менее Герцль был, как и Моисей, убежденным человеком. «Я уверен, что прав, — сказал он, — хотя сомневаюсь, что доживу до подтверждения своей правоты... Это зависит от самих евреев. Евреи, упрямо идущие к цели, добьются создания своего государства...»
Ханаан, Палестина, — в седую древность уходит ее история. Люди, о которых писал Герцль, появились довольно быстро. Уже в 1882 году первые поселенцы из России прибыли в Палестину. «Алия» на иврите означает не отъезд и не эмиграцию. Алия — это восхождение. Дела первых репатриантов восхождением и были. Ведь никто не ждал их на земле предков, никто не делал им никаких благодеяний. Они всего достигли своей работой и настойчивостью.
И здесь обязательно следует сказать, что миф советской пропаганды о том, что якобы создание Израиля было едва ли не главной заботой «мирового империализма», не выдерживает элементарной проверки фактами. Султан Османской империи, которой принадлежала Палестина в то время, — Абдул Гамид, выслушав просьбы Герцля, отказал ему, не разрешив евреям поселиться в Палестине. Так же повел себя и кайзер Германии Вильгельм.
А русский царь и папа римский вообще не захотели принять Герцля. Евреи поняли, что должны полагаться только на себя. И уже вторая алия 1904–1914 годов сделала многое. Она не только создала кибуцы, начавшие превращать пустыню в зеленый край, но и возродила язык предков.
Отец современного иврита Елизер Бен-Иегуда сделал все, чтобы язык Святого Писания стал средством общения евреев.
Тем временем началась Первая мировая война. Одним из ее следствий стало то, что в 1918 году британские войска под командованием генерала Алленби отвоевали Палестину у турок и вошли в Иерусалим.
Но еще раньше, 2 ноября 1917 года, в канцелярии министерства иностранных дел Великобритании была напечатана декларация всего из шестидесяти семи слов за подписью госсекретаря лорда Джеймса Бальфура. Этот небольшой по размеру документ, известный ныне в мире как декларация Бальфура, практически открывал евреям возможность создать в Палестине свое государство. Однако для этого понадобилось еще тридцать долгих и тяжелых лет.
Несмотря на то, что в январе 1919 года известный ученый (а со временем — первый президент Израиля) Хаим Вейцман и эмир освобожденных от турок территорий Фейсал заключили соглашение о дружбе и сотрудничестве, создание еврейского государства было не по душе многим арабам. В погромах 1920-х годов погибло много людей. Этим событиям способствовало и коварство британских властей. Как и во многих других регионах мира, в Палестине они осуществляли известную политику «разделяй и властвуй», натравливая арабов на евреев и наоборот.
И все же ешуву — еврейской общине Палестины — удалось сосредоточить свои усилия на создании собственной экономики, системы образования и сельского хозяйства. После многовекового запустения в Палестине снова появились сады и леса. Многие из 50 тысяч репатриантов, приехавших в начале 1920-х годов, вступили в кооперативные хозяйства — мошавы или кибуцы. В 1909 году был основан и первый в мире сугубо еврейский город — Тель-Авив. В 1925 году в нем уже было 40 тысяч жителей.
А на пороге уже стояли тревожные 1930-е годы. Драматические события в Европе, приход к власти в Германии нацистов привели к тому, что с 1932 по 1935 год в Палестину прибыло 190 тысяч евреев-беженцев. Это увеличило ешув на 80 процентов и способствовало новому экономическому развитию.
Не всем это, однако, пришлось по душе. В 1935 году в поисках работы в Палестине появилось большое количество выходцев из Сирии. Именно они громче других призывали: «Смерть евреям!» во время кровавых событий того года. Муфтий Иерусалима Аль-Хусейн, не скрывавший своих симпатий к Гитлеру, призывал арабов к саботажу и террору. В те времена создались отряды Хаганы, ставшие впоследствии основой армии Израиля.
Чем отчаяннее танковые армады Роммеля рвались к Иерусалиму, тем более активным был арабский террор. Именно в это время 136 тысяч молодых евреев Палестины изъявили желание вступить в британские войска и бороться с фашизмом.
Но вот закончилась Вторая мировая, забравшая шесть миллионов безвинно убитого мирного еврейского населения. Однако и после этого британцы тщательно выполняли параграфы созданной ими перед войной так называемой «Белой книги», запрещавшей евреям эмигрировать в Палестину. Из-за этих черных параграфов «Белой книги» не нашли спасения в Палестине и погибли сотни тысяч евреев Европы. Ну, как здесь снова не вспомнить миф о заботе о еврейской алие «мирового империализма».
Однако, несмотря на это, на протяжении 1945–1948 годов нелегальная эмиграция евреев в Палестину продолжалась. На судах, едва державшихся на воде, они обходили британские корабли и полицию и вступали на Землю Обетованную. Сделать это удавалось не всем, многих ловили и отправляли в лагеря на Кипре или в Германию.
Однако страшная Катастрофа еврейского народа времен войны все же повлияла на сознание мировой общественности. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН в Нью-Йорке утвердила план раздела Палестины на еврейское и арабское государства. Прошло почти 50 лет с того времени, когда Бениамин Герцль записал в дневнике: «Я основал Еврейское государство. Если я сказал бы об этом сегодня, меня бы высмеяли, но я уверен, что пройдет полстолетия, и все убедятся, что я был прав».
Как и библейский Моисей, он не дожил до создания еврейского государства, но сделал все, чтобы оно родилось. После провозглашения Израиля прах Герцля был перенесен на Землю Обетованную.
Тем временем арабские страны не признали резолюцию ООН. Вся зима 1948 года была преисполнена военными стычками. В апреле уже погибло около 1200 евреев, Иерусалим находился в состоянии осады, тем не менее были и ощутимые успехи. И вот весной британский мандат закончился. Завершая заседание, на котором была провозглашена независимая еврейская держава, Давид Бен-Гурион провозгласил: «Государство Израиль появилось. Заседание закончено».
Тем не менее радоваться было преждевременно. Именно в тот день войска Египта, Ливии, Сирии, Трансиордании и Ирака вторглись в границы Израиля.
И понадобилось еще немало лет войн и борьбы, чтобы начали осуществляться слова еще одного библейского мудреца Амоса, которыми он закончил свою книгу пророчеств:
«И возвращу их на землю их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, — говорит Господь, Б-г твой...»
|