«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
15/130
Август 2006
5766 Ав

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ БРИТАНСКОГО ЕВРЕЙСТВА

ЭЛЛЕЙН ГЛЕЙЗЕР

На главную страницу Распечатать

Еврейская община Великобритании празднует свою 350-летнюю годовщину. В старейшей синагоге Великобритании «Бевис-Маркс» прошла церемония с участием государственных деятелей, политиков, дипломатов и религиозных лидеров. Премьер-министр Соединенного Королевства Тони Блэр отметил, что современную Великобританию просто невозможно представить без еврейского сообщества, и подчеркнул, что «евреи — хороший пример того, как можно мирно сосуществовать в пределах одного государства, не теряя национальной самоидентификации». Торжественное мероприятие завершилось исполнением гимна «Боже, храни королеву», прозвучавшем на иврите и английском. В сентябре на Трафальгарской площади в Лондоне пройдет фестиваль, посвященный еврейской истории и культуре.

Примечательно, что еврейские общины Великобритании и Америки были основаны почти в одно и то же время. Американские евреи считают датой основания общины 1654 год, когда в Новом Амстердаме, нынешнем Нью-Йорке, нашли убежище 23 еврея, сбежавших из бразильского города от португальских завоевателей.

Британские евреи, в свою очередь, ведут отсчет жизни своей общины с 1656 года, когда Оливер Кромвель вновь впустил евреев в Англию, через три с половиной века после того, как король Эдуард I выслал их из страны.

И вправду примечательное совпадение — если бы не неудобный факт — Кромвель не впускал евреев в Англию.

В 1655   г . раввин процветающей еврейской общины Амстердама по имени Менаше бен Исраэль посетил Англию для того, чтобы убедить Кромвеля разрешить евреям вернуться. Менаше приводил уже известные экономические аргументы, а также апеллировал к христианскому пророчеству, согласно которому второму пришествию Христа будет предшествовать возвращение евреев в Англию. Кромвель созвал на встречу купцов, юристов и духовенство, чтобы обсудить предложение Менаше. Однако после многих дней яростных дебатов участники так и не пришли к согласию.

Еврейские историки уже давно указывали, что, хотя миссия Менаше не увенчалась успехом, создание еврейской общины все равно стоит отнести к 1656 году. Ибо в марте того года члены существовавшей тогда в Лондоне общины — а евреи в Англии действительно жили и до приезда Менаше — обратились к Кромвелю с просьбой позволить им проводить службы в синагоге и основать кладбище. Однако эта просьба была проигнорирована. Дата — 1656 год — весьма произвольная. С таким же успехом в качестве отправной точки британской еврейской общины могли быть выбраны и другие вехи. В 1701 году была открыта первая синагога общины — «Бевис-Маркс». В 1753 году парламент принял «еврейский билль», позволивший членам общины стать натурализованными гражданами. Впрочем, годом позднее он был аннулирован. А в 1858 году движение за еврейскую эмансипацию принесло евреям право служить в парламенте.

Только в конце XIX века, когда в Великобританию хлынули толпы восточноевропейских евреев, угрожая статусу устоявшейся еврейской общины, мнимое принятие Кромвелем евреев в Англии стало считаться моментом основания общины. В то время репутация Кромвеля переживала возрождение…

В Америке история была во многом похожей. 1654 год был впервые отпразднован как год основания общины лишь в 1905 году — во время великих волн массовой иммиграции из Европы. Для еврейских общин по обе стороны Атлантики факты основания в XVII веке послужили положительными прецедентами для иммиграции. Но почему же во времена общинного комфорта и безопасности даты играют такую большую роль?

Почему мы не признаем, что история о принятии евреев в Великобритании — это миф и что в основании американской еврейской общины лежит маленькое событие? И так как евреи жили в Англии и в Америке и до 1656, и до 1654 года, почему мы не можем признать, что момента, равноценного «человеку на Луне», попросту не было? Еврейские лидеры Великобритании и США спешат указать на то, что годовщины — это не только празднование некоего исторического события, но и дань еврейским достижениям. Этот довод оказывается особенно важным в свете страхов по поводу будущего общины, разожженных темпами ассимиляции.

Оправданы эти тревоги или нет, они укрепляют движение за институализацию еврейской общинной жизни. Хотя в этом нет ничего по существу вредного, это не содействует живой еврейской традиции критического отношения к истории и содействия критическим дебатам.

Стоит отметить, что празднования годовщин приносят пользу не только еврейской общине. Британские мероприятия этого года позволят национальному истеблишменту поблагодарить себя, любимых, за уникальную традицию толерантности. В отличие от других частей Европы, где процветал антисемитизм, Великобритания свято верит в то, что придерживается принципа религиозной свободы с XVII века. Эта традиция великой британской толерантности, однако, переоценивается. Церковь и государство в Великобритании остаются взаимосвязанными — а это значит, что интеграция религиозных меньшинств, в том числе евреев, всегда была делом неформальным, временным.

Так как иммиграция снова становится потенциально сложным вопросом для Великобритании, лидеры трубят о толерантности, как никогда раньше. На первой «церемонии гражданства» для новых иммигрантов, состоявшейся в 2004 году, бывший министр Дэвид Бланкетт подчеркнул, что у «Великобритании есть великая традиция толерантности и гостеприимства».

Эту формулу повторяют всегда, когда предпринимается попытка дать определение «британскости», и празднование нынешней годовщины лишь вносит очередной вклад в этот патриотический образ. И ради справедливости необходимо отметить, что еврейская община Великобритании продолжает старомодную традицию благодарить хозяев за то, что они принимают общину.

«Forward», Sem40.Ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org