Польша остается последней страной бывшего Восточного блока, которая еще не приняла закона о выплате реституции частным лицам, чьи земельные участки, предприятия и дома были конфискованы нацистами, а потом коммунистами. Есть надежда, что этот закон будет принят в ближайшее время.
Проект резолюции, который будет вынесен на рассмотрение парламентского комитета в июне, впервые предоставит компенсации истцам и их наследникам, живущим за пределами Польши и не имеющим польского гражданства.
«Премьер-министр Казимир Марцинкевич пообещал нам, что этот закон будет принят к концу года», — сказал раввин Эндрю Бейке, директор отдела по международным еврейским делам Американского еврейского комитета, который недавно встречался с министрами польского правительства.
Некоторые давние наблюдатели за польской политикой, включая советника премьер-министра по еврейским вопросам, говорят, что этот закон будет принят с очень большой вероятностью.
Однако предложение выплатить компенсации в размере только 15% нынешней стоимости имущества — правда, ожидается, что парламентарии несколько поднимут эту долю, до 20% — вызывает недовольство еврейских истцов.
«Это предложение абсолютно неприемлемо, и я советую выжившим и их наследникам не принимать его, я повторяю, не принимать подобного предложения. Они забрали наши дома, они пользовались нашим имуществом — они должны вернуть его или заплатить полную цену», — сказал Калман Султаник — председатель Федерации польских евреев в Соединенных Штатах, прошедший несколько концентрационных лагерей, член совета JTA. Калман Султаник сам утратил родительский дом в Польше.
С ним согласились потенциальные истцы и их представители.
«На мой взгляд, польское предложение звучит очень странно», — сказала Эстелль Фрейберг из штата Нью-Йорк. Ее мать владела большой кирпичной фабрикой и фермой в Польше.
«Это грабеж наследников, — заявила Эстелль Фрейберг. — Имущество было похищено в 1939 году. Не была выплачена компенсация за пользование этим имуществом. 15% или 20% — это ничто».
Несколько последних десятилетий польское правительство подвергалось сильнейшему давлению со стороны Израиля и Соединенных Штатов, которые требовали выплатить компенсации жертвам Холокоста за конфискованное у них имущество. Лишь около 10% довоенной польской еврейской общины, достигавшей в то время численности 3,5 миллиона человек, пережили Вторую мировую войну.
Исраэль Зингер, сопредседатель Всемирной еврейской организации по реституции и президент Конференции по материальным претензиям евреев к Германии, а также председатель политического совета Всемирного еврейского конгресса, выступил с заявлением об отсутствии реституции в Польше к настоящему моменту: « В то время как другие европейские страны взяли на себя ответственность, особенно важно, чтобы Польша, где было убито много миллионов евреев, решила этот вопрос подобающим образом. Еврейская собственность, конфискованная или проданная под принуждением, сейчас продается правительством по полной цене».
Еврейские претензии составят не более 20% всех претензий, которые будут предъявлены преимущественно этническими поляками и их наследниками, чье имущество было конфисковано коммунистическим режимом.
По иронии судьбы один из представителей правительства, ответственный за разъяснения предложенного законопроекта еврейскому миру, — государственный секретарь Ришард Шнепф, чей отец какое-то время при коммунистах возглавлял польскую еврейскую общину.
Ричард Шнепф понимает, что некоторые люди будут недовольны новым законом, но добавил, что это лучше, чем то, что предлагают некоторые другие страны.
«Да, действительно, Румыния предложила компенсацию в размере 100%, но Венгрия — от 5% до 10% и только в ценных бумагах, которые могут быть использованы для покупки земли или доли в государственных компаниях, — сказал Ришард Шнепф. — Наше предложение согласуется с экономическими возможностями страны».
В конце апреля Всемирная еврейская организация по реституциям, представляющая интересы переживших Холокост и их наследников, выступила с меморандумом, призывающим Польшу выплатить компенсацию в полном объеме. В этом документе говорится, что «есть страны, экономическое положение которых значительно хуже польского, и, тем не менее, они полны решимости и пытаются компенсировать пострадавшим полную нынешнюю рыночную цену имущества, похищенного нацистами или коммунистами».
Предложенный закон о компенсации, который коснется всего имущества, находящегося в современных польских границах, должен обойтись стране в 10 миллиардов долларов. Похоже, что закон не затронет Варшаву — из-за сложной истории столичной собственности, включая ее разрушение, утрату документов и большую юридическую путаницу.
Шесть лет назад на закон, предусматривающий выплату полной компенсации тем, кто являлся гражданином Польши до 1999 года, тогдашний президент страны Александр Квасьневский наложил вето.
В Центральной и Восточной Европе нет страны, к которой бы такое большое число эмигрантов имело претензию на собственность. Население Польши в настоящее время приближается к 40 миллионам, но еще 20 миллионов поляков и их потомков живут за границей. Возможно, еще и из-за этого принятие закона о реституции оказывается настолько затруднительным.
Это объяснение не удовлетворяет Йехуду Эврона, президента Комитета по реституции Холокоста, который представляет три тысячи потенциальных наследников в Соединенных Штатах, Израиле, Европе, Австралии и Новой Зеландии.
«Возмутительно, что польское правительство наследует 80% цены домов» евреев, которые выжили в Холокосте», — написал Эврон в письме в JTA.
Представители международных еврейских организаций, включая Конференцию по претензиям, встретятся с членами польского казначейства в ближайший месяц, чтобы недвусмысленно высказать свое отношение к предложенному закону.
В частности они поднимут вопрос о том, как трудно будет евреям, живущим за рубежом, подать заявление на компенсацию, которое потребует заполнения огромной горы бумаг и оплаты юридических процедур.
«Мы поведем разговор с польским правительством, цель которого освободить от непосильного бремени бюрократической волокиты выживших в Холокосте — малоимущих и доживающих последние дни», — сказал Султаник.
Есть также проблема собственности, у которой нет наследников. По предложению еврейских организаций, средства, полученные за нее, должны пойти на сохранение еврейского наследия.
Если еврейские организации и усвоили какой-то урок из своего предыдущего опыта получения реституций в Центральной и Восточной Европе, так это то, что дьявол кроется в деталях.
Бейкер из Американского еврейского комитета, который работал со многими странами по программам выплат компенсаций, сказал, что, если наследникам придется тратить деньги на юридические процедуры и на розыск утраченных документов, получение и без того неудовлетворительной компенсации потеряет всякий смысл.
JTA
|