Борис Карафелов родился в 1946 году в Узбекистане. В 1969 году окончил Симферопольское художественное училище. В 1969– 1976 годах преподавал рисование в художественной школе Винницы, в 1977–1989 годах — живопись в Москве.
Борис Карафелов приехал в Израиль из Москвы, хотя, детство и юность его прошли в Виннице. Старый еврейский квартал, где жил художник, еще до революции назывался «Иерусалимка». Одна из серий работ Бориса Карафелова так и названа — «Иерусалимка» — и посвящена воспоминаниям детства. Мир, заселенный своими сумасшедшими, своими философами, своими актерами, которые в обычной жизни были незамысловатыми еврейскими ремесленниками, предстает перед любителями живописи некой мистерией, пронзающей серую завесу обыденности, мистерией, в событиях которой заложены зерна нашего прошлого, прорастающие в наше будущее.
«Когда я пишу свои картины, я «включаю» не только зрительный ряд, — объясняет художник. — Сначала возникает некая среда, это неясные еще ощущения, в которых основную роль играет свет, жизнь света; потом среда конкретизируется, обнаруживаются предметы, фигуры, наконец, я начинаю узнавать эти предметы и фигуры, я узнаю эти персонажи, с которыми прожил какую-то часть жизни... Это люди, жившие когда-то или живущие сегодня, и в то же время это я сам, потому что я почувствовал их в том срезе, где я и они — одно и то же, нас вылепил свет... Когда я пишу, пытаюсь нащупать ту болевую точку, в которой сфокусирована суть событий. Ведь боль — это наша реакция на действительность, только через боль мы понимаем, насколько слиты с миром».
Переезд Карафелова в Израиль, как он сам говорит, был не столько вынужденным, сколько «внутренне настоятельным». Это, впрочем, ощущает каждый, кто видит его работы: Карафелов — художник еврейский как по преобладающей тематике, так и по концепции. Более того: он израильский художник — по колориту, по красочной гамме живописи.
Борис Карафелов разрабатывал эскизы декораций и костюмов для спектаклей в Театре на Таганке (Москва), Донском театре драмы и комедии им. Комиссаржевской (Новочеркасск), Мерлин-театре (Будапешт) и др. В 1990 году репатриировался в Израиль. В 1992 году стал лауреатом конкурса «Иш Шалом» (Иерусалим).
Борис Карафелов — член Международной художественной ассоциации при ЮНЕСКО. Поэтичные и очень интерьерные картины художника — жанровые сцены, пейзажи, натюрморты, — с их богатейшей тонкой живописью, много раз выставлялись на международных выставках, в престижных галереях Америки, Франции, Германии.
Его произведения представлены в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (Москва), Галерее современного искусства (Москва), Раад-галери (Лондон, Берлин), Гусфилд-Гилмер галери (Чикаго), Урбан-галери (Париж, Ницца). Их также можно увидеть в частных коллекциях в Бельгии, Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Израиле, России, Испании и США.
О творчестве Карафелова московский журналист Леонид Гомберг написал так: «Живопись Бориса Карафелова отличается особой игрой цвета, провоцирующей ощущение непреходящего карнавала жизни...». А бывший редактор журнала «Юность», поэт Андрей Дементьев, недавно покинувший Израиль, где проработал несколько лет, на вернисаже сказал: « В картинах Бориса Карафелова я угадываю тональность французской живописи начала прошлого века…».
Борис Карафелов:
«Я ничего не придумываю. Все приходит как память, но память не фабульная, а генетическая. Я вспоминаю какое-то мгновение как длящееся бесконечно — так пишутся мои картины».
«Мне близки традиции европейского колоризма, восходящие к древним культурам Средиземноморья. Художественное полотно — это поверхность, на которой разворачивается драма цветовых взаимоотношений. Организуя цветовое многообразие, художник стремится к целостности. Когда строй цветовых рядов и интервалов образует некую гармонию — рождается картина»
«Ближе всего мне Рембрандт, хотя заметить это в моей живописи, по-моему, нелегко. Скорее можно вычленить некую традицию в истории искусства, которую я пытаюсь продолжить. Она берет начало в культуре Средиземноморья и двумя путями — через Византию и Венецию и через Грецию и Флоренцию — идет в искусство XVII века с творчеством его выдающихся мастеров: Веласкеса, Сурбарана, Риберы, Рембрандта, Вермеера Делфтского...»
По материалам Интернет-сайтов
|