В книге «Семейные предания» киевского автора Селима Ялкута отчетливо звучит еврейская тема. Есть в книге судьбы людей, есть места, городки, регионы, где эти люди жили столетиями, разделяя общую судьбу народа и, вместе с тем, будучи обособленными верой, воспитанием и традициями, и есть государство Израиль.
Книга «Семейные предания» касается всех этих тем. Жанр книги однозначно определить не удается — она публицистична и художественна одновременно. Важно то, что в ней нет вымысла — и это убеждает. Книга Селима Ялкута вышла в издательстве «Дух и литера» при поддержке киевского Института иудаики.
Как осмыслить произошедшее со всеми нами за жизнь всего лишь одного поколения, когда буквально на глазах теряют смысл, казалось бы, самые устойчивые представления и догмы. Но, оглядываясь за пределы недавнего прошлого, мы ставим все новые и новые вопросы, на которые так важно найти ответ. Трудно сказать, насколько опыт прошлых поколений послужит уроком и наставлением для будущего. Но замолчать этот опыт мы не имеем права. Ведь прожитые жизни, независимо от того, насколько успешными они были, добавляют нечто свое в копилку исторического опыта. Что же говорить о судьбе поколения, которое стало участником и свидетелем двух самых значительных событий новейшей еврейской истории — массового истребления европейского еврейства и создания своего государства. Эти события не только определяют историю, они не изгладились из живой памяти, сохранились в ней воспоминаниями о жизни обычных мужчин и женщин с их повседневными заботами и тревогами, радостями и потерями, отчаянием и надеждами. И более того — конкретным участием в событиях, которые теперь стали историей. Донести до нас живое дыхание этих людей — непростая и вместе с тем необходимая задача. Автор «Семейных преданий», по-моему, с этой задачей успешно справился. Отдельная жизнь не только становится предметом законченной биографии, но и историческим фактом. Иногда кажется, не хватает воображения (а, вместе с тем, это так просто), чтобы объяснить, насколько жизнь этих ушедших людей отразилась на нас самих, нашем сегодняшнем бытии. Ведь они строили для нас, учили, лечили нас, воевали и защищали. Мы должны помнить о них не только из чувства признательности (истории «Семейного предания» рассказаны родственниками, и это естественно), но они поучительны и уже этим полезны. Свидетельство — это тоже знание, а знание никогда не бывает лишним.
Кроме того, биографии интересно читать. Автор владеет важным инструментом повествования — искусством детали, интересом к, казалось бы, второстепенным и случайным подробностям (своего рода, семейному эпосу), которые определяют главное — ощущение подлинности, непридуманности. Это же позволяет внести в повествование необходимую долю юмора и иронии, избавляя читателя от излишней назидательности. В конце концов, книга доказывает, что жизнеописания реальных лиц могут быть не менее интересны и значительны, чем биографии вымышленных (литературных) персонажей.
Отдельного внимания заслуживают рассказы и раздел книги «Осень в Израиле». И в том, и в другом случае — это настоящая проза со своим сильным выразительным языком. Совмещение истории и собственного присутствия в Израиле (Палестине), историческая ретроспектива этой земли способны наделить мистическим ощущением самого умеренного рационалиста. По-видимому, автор полностью ощутил это на себе , по крайней мере, таков диапазон его впечатлений — от трезвой констатации реальности, переданной ярким художественным языком, до поэтических описаний. Можно не сомневаться, книга найдет своего читателя.
|