«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
7/122
Апрель 2006
5766 Нисан

СОВСЕМ КАК ЛЮДИ

ВЛАДИМИР ПЛЕТИНСКИЙ

На главную страницу Распечатать

Уникальный музей кукол и исторического костюма в Цфате в прошлом году отметил свое десятилетие.

Не обольщайтесь: по масштабам это отнюдь не Британский музей и даже не «Музеон Тель-Авив». Небольшое помещение уступает в размерах абсолютному большинству других музеев и выставочных залов планеты. И, тем не менее, одна из жемчужин священного еврейского города уже сегодня вызывает интерес и среди любителей фарфоровой скульптуры, и среди профессионалов.

...Страшное событие предшествовало созданию этого музея. 19 октября 1994 года те, кого в современном мире принято называть «палестинцами», недвусмысленно продемонстрировали свое понимание «мирного процесса». В автобусе пятого маршрута, взорванном неподалеку от тель-авивской площади Дизенгоф, ехала и юная солдатка Алла Волкова.

Мама Аллы, Мила Розенфельд, решила увековечить память дочери одним из немногих доступных ей способов — продолжением коллекции кукол, которую девушка начала собирать еще в родном Хабаровске (а сама Мила родилась в Биробиджане). Так появился единственный в мире музей кукол и истории одежды, представляющий авторские работы одного художника.

— Этот музей посвящен не только памяти Аллочки, — говорит Мила. — В восприятии обычного человека кукла — один из символов детства. По моей задумке, музей кукол должен стать памятником всем детям, погибшим в огне террора, и, увы, тем, кому еще предстоит стать жертвами в этой необъявленной войне. Как несправедливо устроен наш мир, где за проблемы взрослых расплачиваются дети!..

Историей костюма Мила увлеклась еще в юности — во время учебы на факультете моделирования и конструирования одежды Технологического института. Позднее к дизайнерскому образованию она добавила и диплом исторического факультета пединститута. Когда ее младшая дочь, Алла, увлеклась коллекционированием кукол, Мила стала шить для них оригинальные костюмы. К сожалению, по понятным причинам, всю большую коллекцию Аллы привезти не удалось — вспомните, каково было в 1991 году договориться с бдительными советскими таможенниками; да и шанс доставить все куклы в целости и сохранности был невелик.

Скромный бюджет новых репатриантов не позволял покупать коллекционных кукол — в начале девяностых годов они продавались только в двух-трех магазинах и стоили очень дорого (причем речь идет отнюдь не об авторских работах). Это сегодня выбор велик, и цены колеблются от 30 шекелей (за явный ширпотреб) до нескольких сотен (за качественную работу с ограниченным тиражом).

Чтобы порадовать Аллу, Мила решила сама научиться делать куклы. К этому процессу она пыталась подобраться еще на нашей «доисторической» родине, но в условиях жесткого дефицита на все, включая высококачественную глину для фарфора, пришлось отложить освоение древней технологии до лучших времен.

Можете себе представить, как была довольна Мила, когда ее приняли на работу вышивальщицей в фирму «Шифра», выпускавшую кукол — в основном героинь ТАНАХа! Между делом она тщательно изучила и технологический процесс производства кукол. Мастерство дизайнера, талант художника, ангельское терпение и умелые руки — этого оказалось достаточно, чтобы применить новые познания на практике. И когда хозяйка фирмы по каким-то понятным только ей причинам (спрос-то на продукцию был велик во всем еврейском мире — с легкостью разошлось пять сотен недешевых кукол; к тому же проект субсидировался «Сохнутом», в то время озабоченным трудоустройством художников) решила свернуть дело, Мила оказалась «на улице», но с новой профессией в руках.

— Я так радовалась, что могу сама пополнять коллекцию Аллочки! — рассказывает художница. — Но, увы, до того жуткого октябрьского дня удалось подарить ей только пять собственноручно изготовленных кукол. Музей стал как бы продолжением коллекции, моим ответом смерти и террору...

Сегодня в музее – более ста кукол. В работе — еще два десятка. Учитывая, что от задумки до окончательного воплощения проходит от трех месяцев до полутора лет, пополняться экспозиция может не очень быстро. Кстати, многие другие экспонаты — артефакты былых эпох — также изготовлены либо отреставрированы руками Милы. Она не только шьет одежду, но и воспроизводит с удивительной точностью украшения давних времен, мебель и внешний вид помещений, в которых «живут» куклы.

На самом деле за десять лет Мила изготовила гораздо больше кукол. Многие она подарила тем, кто так или иначе помог ей в создании музея, некоторые сделала на заказ. Но она жестко следует принципу: все куклы для музея — только в единственном экземпляре, и ни одна из них не может быть продана ни за какие деньги.

История костюма интересовала Милу всегда. Но когда ей подарили книгу Альберта Рубина «Еврейские наряды», она решила глубже изучить вопрос, существовал ли еврейский народный костюм.

— Оказалось, что с древних времен евреи отличались от окружающих их народов религией, языком, какими-то особенностями национального характера, но никак не одеждой, — вслед за Рубиным пришла к такому выводу Мила. — Впрочем, были черные времена, когда это отличие насаждалось, — вспомним, например, желтые звезды на рукавах...

Казалось бы, создавая экспозицию, посвященную еврейской одежде, Мила могла бы руководствоваться иллюстрациями, отражающими обычную моду различных времен. Но были и нюансы, которые историку и художнику Миле Розенфельд удалось выяснить из различных источников. Поэтому еврейский исторический костюм в деталях совпадает с тем, что было на самом деле (или как минимум было нарисовано либо описано современниками).

Иногда Миле помогают в создании экспонатов посетители музея. Так было, например, когда чета кавказских евреев подарила ей фотографии своих предков.

Среди задумок Милы — серия скульптур еврейских деятелей различных эпох: от героев ТАНАХа до Голды Меир, Давида Бен-Гуриона и Менахема Бегина. Так что еврейская часть экспозиции пополнится еще и новыми персонажами, вошедшими в историю мировой цивилизации. Продолжит она работу и над персонами, прославившими другие народы планеты.

Не так давно музей переехал из тесного помещения, выделенного муниципалитетом Цфата, в Бейт-Эштем и расположился на площади Садэ (это начало ортодоксального района, на границе с кварталом художников). Теперь появилась возможность не только выставить более удобные витрины для максимального обзора кукол, но и пополнять экспозицию. Взаимоотношения с религиозными соседями складываются очень хорошо, а старые друзья-художники тоже не забывают Милу и ее мужа Владимира.

Двери этого музея всегда распахнуты для тех, кому интересны искусство кройки и шитья, история костюма, еврейские ценности и куклы, которых нигде больше увидеть невозможно. Да и просто любознательных посетителей, особенно — детей, это кукольное царство равнодушными не оставит.

— Мы предусмотрели даже такой нюанс, как детские капризы, — говорит Владимир. — Сами понимаете, что ребятишки — особенно девчонки — непременно хотят обладать куклой. Эксклюзивные работы мы, разумеется, не можем продать. Для этого у нас имеется небольшой запас недорогих кукол из китайского фарфора.

forward.com
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org