На выборах 19 марта Борис, 36-летний еврей-предприниматель из Минска, отдал свой голос кандидату от оппозиции, хотя прекрасно понимал, что у оппозиции сегодня нет шанса победить. «Я лишь хочу иметь возможность свободно голосовать и выбирать того, кого хочу», — говорит Борис.
Но так думают далеко не все евреи. Пожилая женщина, пришедшая в минскую реформистскую общину на встречу шабата за день до выборов, была категорична, когда речь зашла о предстоящем голосовании: «Только за нашего президента! Я ему желаю долгих-долгих лет и чтобы он всегда был нашим президентом». И понизив голос: « А вы что, не знаете? У этих доллары, они хотят нас Америке продать». Это об оппозиции.
Борис так не считает или не против, чтобы его «продали Америке». Вечером в день голосования он присоединился к нескольким тысячам сторонников оппозиции, которые вышли на Октябрьскую площадь Минска в знак несогласия с официальным подсчетом голосов. Александр Лукашенко получил небывалые 83%. Согласно официальным подсчетам, его главный соперник, единый кандидат от оппозиции Александр Милинкевич набрал лишь 6%, а явка избирателей составила уж совсем сказочные 93%.
Находящийся у власти уже 12 лет Лукашенко, бывший председатель колхоза, играет на ощущении стабильности в обществе и не самом низком, по меркам бывшего СССР, уровне жизни своих граждан. Западный мир может считать его диктатором, но для многих жителей своей страны, особенно для пенсионеров, сельчан и работников госпредприятий, он — великий политик, обеспечивший не подверженное кризисам развитие после неразберихи первых посткоммунистических лет.
В стране с населением 10 миллионов человек живут около 50 тысяч евреев, половина из них в Минске. И хотя отдельные евреи участвовали в протестах после выборов, официально еврейская община занимает позицию политического нейтралитета. Вопреки авторитарному характеру власти Лукашенко, община смогла сохранить определенную степень независимости, при этом избегая участия в политических играх. «Мы не вмешиваем общину в политику», — говорит Леонид Левин, известный архитектор и президент Союза белорусских еврейских общественных организаций и общин.
Еврейские лидеры объясняют свое уклонение от политической деятельности страхом перед репрессиями и уверенной поддержкой, которую оказывают президенту Лукашенко многие пожилые члены общины. Тем не менее общинные лидеры не боятся критиковать власти за отсутствие надлежащей реакции на антисемитские инциденты, особенно на акты вандализма и на активность антисемитских издателей.
«Лукашенко — не антисемит, — говорит еврейский активист из Минска Яков Басин. — Но в его окружении есть антисемиты». Так, Эдуард Скобелев, близкий к президентскому кругу общественный деятель и редактор официального «Президентского бюллетеня», является одновременно автором взволновавшего общинных лидеров антиглобалистского, антиамериканского и антисионистского сочинения. Власти проигнорировали протесты руководителей еврейской общины по поводу недавно вышедшей книги Скобелева.
Что же касается самих выборов, то появление людей на демонстрации оппозиции — мужественный поступок в глазах многих белорусов. За два дня до выборов Лукашенко пригрозил «свернуть шеи, как утятам» своим оппонентам, которые призывали народ выйти на улицы, а КГБ, сохранивший в Беларуси свое советское название, заявлял, что органы правопорядка отнесутся к авторам и исполнителям этих призывов как к террористам. «В школе нам объявили, что тех, кто пойдет на демонстрацию и будет задержан, могут исключить из школы», — рассказывает Вероника, еврейка, учащаяся одной из гимназий Минска.
«Независимые газеты закрываются, а телевидение не дает альтернативной точки зрения, — говорит Яков Басин. — За несколько месяцев до выборов государственное телевидение начало разжигать истерию по поводу каких-то глобальных антибелорусских заговоров». В этих заговорах якобы участвовали не только западные страны, но и Украина, и Грузия, где в последние два года народные протесты против фальсификации выборов привели к смене правительств.
Перед самыми выборами Беларусь ввела очень строгий контроль всего и вся, поступающего из Грузии и Украины, явно из-за страха перед «экспортом революции». Еврейские лидеры Беларусь смогли убедиться в этом сами. Около пяти тонн мацы удерживалось на таможне в Минске с начала марта, и община не могла получить этот груз. Мацу привезли из Киева, и еврейским лидерам заявили, что они смогут получить ее только после выборов, поскольку таможня подозревает, что любой груз с Украины может содержать оппозиционные пропагандистские материалы.
И все же наблюдатели убеждены, что Лукашенко напрасно боялся повторения у себя украинской революции. «До падения коммунизма Белоруссия никогда не была самостоятельным государством, и этническое самосознание местного населения всегда было выражено крайне слабо, — считает Басин. — Кроме того, годы репрессий ослабили оппозицию и способствовали политической апатии. Даже те, кто не согласен с официальной линией, не верят в возможность что-либо изменить».
Состояние апатии в полной мере продемонстрировала группа еврейских студентов, собравшихся вечером в пятницу, чтобы встретить шабат в офисе местного «Гилеля». Никто из них не собирался идти после выборов на акции протеста. «Все уже решено и посчитано», — сказал один из студентов о предстоящих выборах. «Мы такие люди. Мы хотим, чтобы все было мирно», — сказал другой.
Несмотря на репрессивный характер режима, евреи в частной жизни чувствуют себя безопасно в стране, которую Запад называет «последней диктатурой Европы». «В Беларуси нет дискриминации евреев на государственном уровне», — говорит Басин. Но некоторые задумываются, не может ли Лукашенко начать суровые преследования сейчас, когда он обеспечил себе новый пятилетний срок президентства. По мнению Басина, «главный вопрос состоит в том, начнутся ли после выборов массовые репрессии против оппозиции, будут ли еще сильнее закручиваться гайки».
JTA
|