Недавно избранный президент этого европейского государства в своем первом интервью крупнейшей газете этой страны сравнил себя с Ариэлем Шароном, чтобы объяснить политику, которую он намеревается проводить.
Его страна послала свои войска в Ирак, имеет тесные военные связи с Израилем. За последние 15 лет каждый из ее президентов наносил государственные визиты в Израиль и принимал у себя израильских коллег. Так же поступали и некоторые ее главы правительств и министры иностранных дел. Израильские акции в крупнейших университетах этой страны собирают большую и сочувствующую аудиторию. А редкие антиизраильские демонстрации столь малочисленны, что не попадают даже в местные СМИ.
Это — Польша. После падения коммунизма страна, которую многие евреи привыкли ненавидеть, последовательно проводит проамериканскую и произраильскую политику. Лишь это — и экономический либерализм — было и остается единственной постоянной чертой польской политики последнего времени. В остальном же общественное мнение, как и линия правительства, сильно колеблется. Так, в результате последнего поворота, произошедшего осенью 2005 г ., на парламентских выборах победила консервативная, националистическая и весьма католическая партия с правым уклоном. Президентом страны стал ее член Лех Качиньский. Он-то и сравнил себя с Ариэлем Шароном. Пожалуй, из всех европейских лидеров он единственный, кто когда-либо это делал.
Еще в бытность мэром Варшавы он поспособствовал тому, что город решил выделить из своего бюджета значительную сумму на строительство Музея истории польского еврейства в Варшаве. Он должен стать одним из крупнейших еврейских музеев в Европе. Кроме того, Качиньский наладил тесное сотрудничество между Варшавой и Тель-Авивом.
На посту министра юстиции в предыдущем консервативном правительстве он решительно выступал за полное раскрытие подробностей массовой резни в Едвабне в ходе Второй мировой войны. Польские христиане убили там своих еврейских соседей.
А на недавней встрече с еврейскими лидерами советники премьер-министра отметили, что политика правительства в отношении евреев и Израиля останется дружественной.
— Мы не намерены поддаваться европейской политкорректности и отворачиваться от Израиля, — сказал один из них. — Не собираемся мы и отдаляться от Соединенных Штатов. Нас не смущает, что кто-то считает Польшу троянским конем Америки в Европейском Союзе.
Таким образом, администрация Качиньского идет по стопам предыдущих посткоммунистических польских правительств. Первым внешнеполитическим решением нового демократического парламента Польши в 1989 г . стало восстановление дипломатических отношений с Израилем. В 1967 г . все страны восточного блока, кроме Румынии, по приказу Москвы вынуждены были порвать с ним все связи.
В 1991 г . герой движения «Солидарность» Лех Валенса нанес государственный визит в Израиль. Это был первый такого рода визит главы Польши, да и вообще любого другого государства бывшего советского блока.
Обращаясь к Кнессету, он попросил прощения за то зло, которое причинили поляки евреям в прошлом, и заверил израильтян, что современная Польша — это друг, которому они могут доверять. После этого торговые и культурные связи между двумя странами развивались бурно и плодотворно. Сегодня израильские инвестиции в Польшу достигают двух миллиардов долларов. Последовали молодежные обмены и военное сотрудничество.
Сегодня польская армия покупает израильские ракеты Spike. Службы безопасности ведут тесное сотрудничество. Возможно, впрочем, что ожидания некоторых израильских политиков, что Польша после вступления в Европейский Союз в 2004 г . станет «послом Израиля» в Европе, слишком оптимистичны. Как бы то ни было, заявления польского посла в Израиле, осуждающие палестинский террор, вызвали крики возмущения со стороны некоторых его европейских коллег. Кое-кто направил свои жалобы прямиком в Брюссель.
У евреев хватало причин плохо думать о старой Польше и не доверять новой. Вне всяких сомнений, в стране по-прежнему наблюдается общественный антисемитизм. Однако же местные евреи говорят, что им проще выйти в кипе на улицу в Варшаве, чем в Париже. К тому же недоверие — это одно, а намеренная слепота — совсем другое.
Ни одна страна в Европе не является сегодня столь проамериканской и произраильской, как Польша. Конечно, отчасти она проводит такую политику потому, что считает, что это в ее государственных интересах. Однако трудно найти более прочную основу для столь плодотворного сотрудничества.
JTA, Sem40.Ru
|