Ульпаны по изучению языка Торы пользуются огромной популярностью среди арабского населения восточной части Иерусалима, несмотря на экономические и политические проблемы.
Пятнадцать голосов ритмично спрягают хором глагол «лильмод» («учиться») в прошедшем времени, в то время как учитель Рами Масаруа одобрительно кивает головой, задавая такт указкой. Разноцветные буквы ивритского алфавита висят на стенах, а на столах у учеников лежат номера газеты «Шаар ле-матхиль», которую наверняка помнят все репатрианты, посещавшие ульпан в Израиле.
Действие происходит в классе для начинающих в ульпане «Медабрим иврит!» («Говорим на иврите!»). Курсы основаны два года назад самим Масаруа и являются одним из многочисленных ульпанов, появившихся в последнее время в восточной части Святого города. В отличие от ульпанов Западного Иерусалима почти все ученики здесь — местные уроженцы-арабы. Это молодежь или люди зрелого возраста, решившие, что учиться никогда не поздно.
Прилежный ученик Самир, владелец овощной лавки в Старом городе, говорит, что уже давно решил улучшить свой иврит для ведения бизнеса, а не только для повседневного общения с покупателями, среди которых много евреев. Самиру далеко не просто приходить в «Медабрим иврит!» два раза в неделю после тяжелого дня за прилавком. Но благодаря свойственному молодому человеку упорству, ему удалось окончить начальный курс и перейти на уровень «миткадмим», продвинутых.
Набиль обычно сидит на уроках рядом с Самиром. Он муниципальный служащий и живет неподалеку от Масличной горы. Этот молодой человек — выпускник Ташкентского университета, поэтому прилично знает русский.
По мнению Рами Масаруа, иврит следует преподавать во всех школах Восточного Иерусалима. «...Мы никогда не сможем понять друг друга, если не будем разговаривать на одном языке, — говорит Масаруа. — Ведь при освоении языка мы не только учим грамматику и слова — мы также начинаем понимать логику мышления его носителя, узнаем его историю, знакомимся с культурным наследием, что неизбежно влияет на наше отношение к этому народу».
Суад Абдалла преподает английский в школе под эгидой ВАКФа. Суад, правоверная мусульманка, молится пять раз в день и всегда ходит в платке. И уже два года учит иврит. Во время беседы со мной она постоянно улыбается и использует самый свежий ивритский сленг, отмечая слова, попавшие в него из арабского языка. «Глядя на мою головку в платке, многие израильтяне удивляются, что я учу иврит, — говорит Суад. — Да, я исповедую ислам, но я не отношусь к политическим экстремистам и хочу освоить язык как можно лучше для того, чтобы улучшить отношения между нашими народами».
«Новости недели»
|