«Еврейский Обозреватель»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
2/117
Январь 2006
5766 Тевет

НЕУРЯДИЦЫ ЕВРЕЙСКОЙ ПРАГИ

  Д .СПИЦЕР

На главную страницу Распечатать

Через полтора года после изгнания с поста главного раввина Кароль Сидон снова назначен на это место новыми лидерами пражской еврейской общины. «Он был несправедливо и незаконно уволен бывшим председателем общины Томашем Елинеком, и мы хотим исправить эту ошибку», — говорит Якуб Рот, новый вице-президент общины.

Рот отметил, что община надеется найти подходящего человека, который займет место 60-летнего Сидона после его ухода на пенсию. «Мы хотим, чтобы это был человек славянского происхождения, знающий наш язык, а главное — нашу культуру».

Рот принадлежит к группе противников Елинека, которая получила на недавних выборах большинство мест в совете общины. Новые лидеры заверили общину, что Сидон снова возглавит Старо-Новую синагогу XIII века, одну из старейших действующих синагог в Европе.

Синагога была закрыта прошлой весной после драки, вспыхнувшей там между сторонниками Сидона и Манеса Бараша, американского хабадного раввина. Елинек назначил Бараша раввином этой синагоги после увольнения Сидона за неправильное обращение с религиозными предметами, а также из-за споров за власть. Теперь, после нового назначения Сидона, отношения общины с ХаБаДом еще более осложнились.

Бараш проводит службы в местном «Доме ХаБаДа», но он убежден, что, поскольку его родным языком является английский, он способен оказывать помощь тысячам туристов, которые каждое лето приезжают в Еврейский квартал Праги, некоторые специально для того, чтобы побывать на службе в Старой-Новой синагоге. Сидон по-английски не говорит.

«Они (сторонники Сидона) пытаются представить дело так, будто ХаБаД в Праге — это какая-то угроза. Но мы работаем здесь вот уже девять лет, и все это время признавали руководство общины, — говорит Бараш. — Они не проявляли никакой заинтересованности в сотрудничестве с нами».

С женой Бараша Диной этим летом не был возобновлен контракт на работу сопровождающей в микве общины. Ее сменила менее опытная сотрудница, которая, по словам некоторых женщин, относится к Бараш открыто враждебно.

50 женщин регулярно посещают микву, и примерно половина из них подписали заявление с просьбой вернуть на работу Дину Бараш, поскольку с ней они чувствуют себя более комфортно, чем с новой работницей.

«Миква не должна быть политизирована, — сказала Диана Бен Перец, одна из женщин, подписавших петицию. — Это очень личное дело — с кем ты идешь в микву, с кем молишься, в чьем присутствии раздеваешься».

И, тем не менее, община очень надеется, что худшее осталось позади. «Пришло время отбросить все разногласия и работать сообща, что было очень проблематично в прошлом, — говорит Рот. — Я надеюсь, что господин Елинек будет действовать конструктивно».

Войны в пражской общине начались с конфликта в еврейской школе Рональда Лаудера, что привело к уходу из школы 17 учителей и трети учеников, и достигли апогея в связи с отстранением от работы главного раввина Праги.

На выборах в ноябре три четверти из 24 мест в совете общины получили противники Елинека, называющие себя «Общиной для всех». Елинек и его сторонники из «Коалиции за демократическую общину» получили три места, а еще три места заняли независимые кандидаты.

Рот заявил, что теперь пражская община постарается найти наилучший способ обслуживания нужд неортодоксов. Помимо реформистской общины «Бейт-Симха» в Праге действует «открытая» община, и особенно популярное у иностранцев консервативное движение.

Рот, окончивший Массачусетский технологический институт в Бостоне и прекрасно владеющий английским, признал, что пражская община имела репутацию закрытой для чужаков. «Я слышал, что туристы и иностранцы, живущие в Праге, не знают, как получить информацию о синагогальных службах, об общинных мероприятиях, о кошерных продуктах, — сказал он. — Эта ситуация изменится, обещаю».

Рот уже работает над тем, как разместить возможно больше информации на английском языке на общинном веб-сайте, а также вывешивать объявления на английском на синагогах и общинных учреждениях. Он пошутил, что некоторые охранники, стоящие у входа в общинные учреждения, напоминают клубных вышибал, и это отпугивает посетителей.

Рот признал, что прежняя политика принимать в общину только галахических евреев многих огорчала, и сказал, что община стремится привлечь людей, имеющих еврейские корни.

Рот, работающий финансовым экспертом в ведущем чешском банке, также обещал поставить на профессиональную основу все финансовые операции общины, сказав, что хорошее управление — краеугольный камень политики. Возможно, это позволит уйти от прежней практики, которая, по его мнению, отличалась кумовством и неэффективностью. «Община нужна для того, чтобы помогать своим членам. А лучшим способом помощи является трудоустройство, — сказал он, отметив, что в общине работает 150 человек».

Рот добавил, что конкуренция между членами общины имеет свои преимущества. «Многие люди, которых община не интересовала, пришли к нам и попросили принять их. Люди участвовали в обсуждении общественных проблем с невиданной ранее решимостью. Это значительно усилило общину, и у нас появился надежный мандат на то, чтобы на этот раз все сделать правильно».

JTA
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org