«Еврейский Обозреватель»
РЕЛИГИЯ
1/116
Январь 2006
5766 Тевет

«ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ ТАМ, КУДА ОН ИДЕТ»

МИХАИЛ ГОЛЬД

На главную страницу Распечатать

Видеть Макса Лесового в Киеве в качестве посланника, гостя из Израиля было немножко странно. Еще год с небольшим назад он казался неотъемлемой частью киевской еврейской общины - со своими статьями, песнями-пародиями, пуримшпилями, уроками. Но... В октябре 2004-го Элиезер, он же Макс, Лесовой с женой и двумя детьми отправился домой - в Израиль. Уехал не от плохой жизни, а «за идею». Семья Лесовых обосновалась в поселении Бейт-Эль на юге Самарии - как шутит Макс, «коротаем зимние вечера на хуторе близ Рамаллы».

Максу повезло: приехав в новую-старую страну, он почти сразу продолжил заниматься любимым делом. А любимое дело последних лет - это «Мидраша Ционит», образовательный центр, в создании которого Макс участвовал и где он работал вплоть до алии. Макс Лесовой (все чаще использующий свое еврейское имя Элиезер) работает теперь в Иерусалиме - редактирует сайт «Мидраши» и газету «Земля под ногами», пишет статьи, переводит, преподает, создавая эффект своего постоянного виртуального присутствия в Киеве и многих других городах, где читают газеты и бродят по интернету. И вот - в Киеве удалось «материализоваться полностью», в качестве посланника и лектора «Мидраши» на две ханукальных недели.

Мы сидим и беседуем в учебном зале Галицкой синагоги. Слушатели, пришедшие на ханукальный семинар в «Мидрашу», уже разошлись. На подоконнике догорают светильники пятого дня Хануки...

- Макс, киевские синагоги отнюдь не переполнены даже по субботам. Не кажется ли тебе, что еще одна синагога - Галицкая - и деятельность «при ней» - не более чем попытка занять еврейских функционеров?

- Хотел бы подчеркнуть, что для деятельности «Мидраши» - чисто религиозные функции Галицкой синагоги вторичны. Мы делаем больший упор на учебу, курсы, библиотеку, молодежные встречи «Бней Акивы» и многое другое. Вот только что здесь прошел вечерний семинар, на котором было 60 слушателей - при том, что явка была совершенно добровольной. На воскресных лекциях собираются до 100 человек! Вот это для нас показатель успеха, а не количество молящихся.

Разумеется, здесь каждый день проходят молитвы, люди встречают Шабат, и мы делаем все, чтобы эти Шабаты проходили интересно и красиво. Но мы совершенно не против, если люди будут ходить молиться в любую из существующих киевских синагог.

- А в чем все-таки уникальность «Мидраши»?

- То, что предлагает на постсоветском пространстве «Мидраша» и только «Мидраша» - это иная система координат и принципиально иное мировоззрение по сравнению с другими религиозными структурами. Не подумайте, не дай   Б-г , что мы придумываем какую-то свою, новую Тору. Просто мы пытаемся учить евреев думать о глобальных вопросах и о судьбе всего народа. Еврейский народ - единый организм, подверженный общим процессам, и если болит в одном месте, обязательно будет отдаваться в другом. История это подтверждает.

Двести лет назад начинается глубокий кризис традиционного иудаизма, появляются люди, сознательно уходящие от еврейства. Им по-своему помогают окружающие народы - Франция, например, именует евреев французами Моисеева закона. Проходит еще сто лет - тысячи евреев кладут свои судьбы на алтарь социалистических идеалов, забывая об идеалах национальных. А ортодоксальное еврейство тем временем замыкается в себе, консервируется.

Параллельно этим процессам начинается, шаг за шагом, возрождение Земли Израиля. И начинается оно не с Бен-Гуриона и даже не с пионеров Первой алии, а с учеников Баал Шем-Това и Виленского Гаона. Хасидские семьи, в 1777 году переселившиеся в Галилею, - это и есть первые сионисты нового времени. Доказательство простое - в Галилее тогда было намного труднее жить, чем в Беларуси, и они ехали, прекрасно это понимая. Как и приехавшие чуть позднее ученики Виленского Гаона.

Кстати, первый современный еврейский город - Петах-Тиква - основан внуками тех самых учеников Гаона. Религиозные люди решили сдвинуть народ с мертвой точки, внесли струю свежего воздуха, которая позволила народу начать двигаться к своей цели. У народа ведь есть цель - и как единый организм он обязан что-то делать для ее достижения. Разные группы евреев видели эту цель по-разному - одни говорили, что евреи должны стать нормальным народом, построить свое государство, добиться социального равенства в его социалистическом понимании. Другие утверждали (да и до сих пор утверждают), что время Избавления еще не пришло и единственное, что мы можем сделать - оставаться праведными евреями там, где мы живем. Существует и третья точка зрения - взгляд религиозного сионизма. Основы этого взгляда на мир можно увидеть еще в ТаНаХе и в словах мудрецов Талмуда, у рабби Акивы и рабби Йоханана. Эта точка зрения говорит, что еврей Торы должен воспитывать во всех других евреях высокие этические качества и чувство ответственности за народ; что надо быть активным строителем Избавления и Земли Израиля, а не дожидаться, пока Избавление сойдет свыше. На этом и основано учение рава Кука - главного раввина подмандатной Палестины в 1921-1935 годах. Оно примиряет существование еврея в современном мире, с его техническим прогрессом и нравственной коррозией, и еврейские идеалы - соблюдение Торы и заповедей, восстановление еврейского государства.

Рава Кука иногда изображают агентом светского государства в борьбе с ортодоксальным иудаизмом, и это вдвойне смешно. Во-первых, рав был ортодоксальнейшим раввином традиционной литовской школы, во-вторых, умер он за 12 лет до провозглашения Независимости. Просто он увидел тот завтрашний день, который другим казался нереальным... Только в начале 1960-х появилась школа рава Кука, из которой вышел сектор общества, который называют сегодня «религиозными сионистами». Эта часть населения коренным образом повлияла на развитие Израиля в последние 20-30 лет. Как правило, это люди хорошо и разносторонне образованные и активно участвующие в общественных процессах. Все это - именно то мировоззрение, которое несет наша «Мидраша».

- Но где в этом мировоззрении место диаспоры?

- «Мидраша» была создана как раз для работы в диаспоре. Например, газета «Земля под ногами», издающаяся в Киеве, распространяется по всему СНГ, в Германии - везде, где живут евреи, читающие по-русски. Свою задачу мы видим в том, чтобы напоминать евреям диаспоры, что существует некое общее движение нашего народа из точки А в точку  Б . И если они хотят быть частью этого процесса, наша обязанность объяснить им, как это сделать. Иногда мы осознанно идем на грани парадокса: в газете из номера в номер мы пишем об израильских реалиях, израильском обществе, политике, культуре, создавая у человека где-нибудь в Чернигове «эффект присутствия». Казалось бы - какое дело евреям Харькова до системы дошкольного образования в Израиле? Но это работает! Потом люди пишут стихи о Хевроне, как будто они там жили сами! Потому что Израиль, Иерусалим, Храм - это наш общий знаменатель.

Да, сотни тысяч евреев живут в диаспоре. Но у рабби Нахмана есть прекрасное высказывание: «Человек по-настоящему находится там, где находятся его мысли».

А Маараль, живший за 200 лет до рабби Нахмана, говорил: «Человек находится там, куда он идет». Хочу подчеркнуть - там, куда он действительно идет, а не говорит, что идет.

Когда мы в ежедневной молитве произносим: «Протруби в свой великий шофар и собери изгнанников твоих с четырех концов Земли», надо быть внутренне готовым, что когда этот шофар протрубит, мы встанем и пойдем. Не может человек обращаться к  Б-гу  с такой просьбой, в душе желая, чтобы все оставалось как есть. Это внутреннее противоречие.

- Знаешь, есть хороший философский анекдот о соотношении реальности и возможности. Маленький мальчик стоит на Красной площади и, прошу прощения, мочится. Подходит изумленный милиционер и спрашивает: «Ты разве не знаешь, что на Красной площади нельзя мочиться?» «Ну, Вы же видите, что можно» - отвечает простодушный мальчик.

Сотни тысяч религиозных евреев каждый день обращают в молитвах свои взоры к Иерусалиму и... не трогаются с места. Ты же видишь, что можно...

- Мне кажется, что по крайней мере в СНГ мы имеем дело с несколько иной ситуацией. Люди приходят на Красную площадь, не зная, можно здесь мочиться или нет. Мы не пытаемся выполнять функции милиционера, но хотя бы вешаем на нашей «Красной площади» плакаты «Мочиться запрещено».

Когда люди впервые читают молитву, они не всегда задумываются над ее смыслом. А вчитаться полезно - кстати, и традиционным, соблюдающим евреям. На мой взгляд, в этой сфере у нас есть определенные успехи. Не думаю, что еще где-нибудь на территории СНГ люди так переживали за происходящее в Израиле во время размежевания, как студенты «Мидраши» в Киеве. Каждый день мы в Израиле получали десятки телефонных звонков из Киева, люди хотели услышать из первых уст, что происходит, и спрашивали, чем можно помочь.

По поводу мальчика на площади... Никто не прибывает из Израиля в «Мидрашу» делать постоянную карьеру. Наши посланники, приезжающие сюда на 1-2 недели, постоянно живут в Израиле, они рассказывают о том, чем живут и дышат. Аудитория чувствует любую фальшь и ложь, и самое страшное, когда люди привыкают, что фальшь - это норма. К счастью, нам удалось этого избежать.

- А какую часть из почти семимиллионного населения Израиля представляют люди, придерживающиеся подобных религиозно-сионистских взглядов?

- Семь миллионов? Ну, я пока не жду сионистских взглядов от израильских арабов... Но если серьезно, такими категориями мыслит намного больше людей, чем кажется на первый взгляд. Это может быть на подсознательном уровне. В Израиле не так легко найти человека, которому плевать на то, что происходит с его страной.

- Людям, выходящим на демонстрацию леворадикального движения «Шалом ахшав», тоже далеко не наплевать на судьбу страны, но это ваши убежденные оппоненты.

- Совершенно верно. И, как это ни парадоксально звучит, человек, свято верящий в идеалы «Шалом ахшав», ближе мне, чем тот, которому ни до чего нет дела. Это первый шаг - осознать, что тебе не все равно.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org