«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
21/112
Ноябрь 2005
5766 Хешван

ЗИНОВИЙ ТОЛКАЧЕВ – ТРАДИЦИОННЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ

МИХАИЛ ДОР

На главную страницу Распечатать

Выставкой в Национальном художественном музее Украины отметил Киев 100-летие со дня рождения известного художника Зиновия Толкачева. Более 120 работ, многие из которых зрители увидят впервые, представлены на экспозиции, организованной при содействии Института иудаики.

Отличительная черта творчества, да, собственно, и жизни Зиновия Сендеровича — искренность. Участник гражданской войны, блестящий выпускник Вхутемаса, он стал одним из первых в стране комсомольцев. Неудивительно поэтому, что его графика 1920-х годов заряжена пафосом борьбы и строительства нового мира. Это совсем непривычный для нас, нетрадиционный Толкачев.

А большинству он известен потрясающими художественными свидетельствами совсем другой эпохи. Толкачев — первый художник, вступивший с передовыми частями Красной армии в Освенцим и Майданек. Многие работы тех дней сделаны на бланках этих «учреждений» с печатями вроде «Комендант концлагеря Освенцим», «И.Г.Фарбениндустри» и проч.

В СССР лагерная серия надолго легла под сукно, пока в Польше (!) не были изданы его альбомы «Майданек» и «Цветы Освенцима» и разосланы от имени польского правительства главам держав антигитлеровской коалиции. Об этой серии Виктор Некрасов (его портрет, кстати, есть на выставке) в свое время писал: «Я не знаю документов — именно документов! — сильнее этих набросков Зиновия Толкачева».

Одна из работ военного цикла — знаковая для понимания национальной скрипки в полифоническом творчестве художника. «Желтые кресты»... В отличие от желтых звезд, вымышленный символ обреченности и трагической исключительности. Но Магендавиду путь на холст был заказан (если, конечно, работа «надеялась» покинуть пределы мастерской).

Впрочем, присутствуют на выставке и «откровенно» еврейские мотивы — «Мне хорошо — я сирота...», «Песнь Песней», «Менахем Мендл», графика к изданиям Ицхака Лейбуша Переца. «Для нас очень важно, что здесь практически впервые выставлены иллюстрации Зиновия Толкачева к произведениям великих еврейских писателей», — отметил в связи с этим директор Института иудаики Леонид Финберг. Цикл 1939 года, посвященный 80-летию Шолом-Алейхема, был частично утерян во время Второй мировой и восстановлен уже после ее окончания.

И все же еврейская тема — лишь одна из граней юбилейной экспозиции. Разнообразие техник — литография, уголь, пастель, гуашь, масло вполне соответствует и богатству жанров. Портреты Максима Рыльского, Леонида Вышеславского, Петра Панча, натюрморты, пейзажи, жанровые композиции — творец оставался творцом, несмотря на повороты судьбы. А повороты порой были излишне круты — в период «борьбы с космополитами» мастера изгнали из Киевского художественного института, наступили нелегкие времена — пошли доносы, злобные нападки. Выстоял, не потеряв лица — ни творческого, ни гражданского.

«Это не знаменитый художник, это большой художник» — реплика одного из бывших учеников исчерпывающе ярко характеризует Учителя. А поклонников его творчества ждет еще один подарок — на днях из печати выходит подготовленный Институтом иудаики 150-страничный альбом, посвященный Зиновию Толкачеву.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org