«Память удивительно умеет вызвать видения. Она подобна населенному нечистой силой дому, в стенах которого постоянно рождается эхо от невидимых шагов» Джером К. Джером
12 октября 2005 года в Посольстве Федеративной Республики Германии в Украине состоялась презентация двухтомника «Бабий Яр» под редакцией Ильи Левитаса. Мое повествование и есть репортаж. Ну, а то, о чем говорили посол ФРГ в Украине Дитмар Штюдеманн, президент Совета национальных обществ Украины и председатель фондов «Память Бабьего Яра», «Память жертв фашизма в Украине» Илья Левитас, Праведники мира и уцелевшие жертвы Бабьего Яра, невозможно было слушать без волнения, без слез... В книге есть и мой рассказ о расстрелянных в Бабьем Яру родственниках, написанный десять лет назад.
Дата проведения презентации была выбрана не случайно. Это - канун Йом Кипура (Судного дня) - самого святого дня для евреев. В 1941 году он пришелся на 29 сентября, когда начался массовый расстрел евреев в Бабьем Яру. Эту киевскую Голгофу не обошли вниманием писатели, поэты, журналисты, историки, политические, государственные и общественные деятели. О Бабьем Яре написано множество книг, поэм, стихов, очерков, научных исследований и монографий. Но тайна его полностью не раскрыта. Он продолжает оставаться в центре внимания мировой общественности как символ ксенофобии и бесчеловечности. В книге «Бабий Яр» («Книга памяти» и «Спасители и спасенные») читателям предлагается обобщенный материал многолетних поисков Ильи Левитаса как историка, публициста и литератора. Эти книги как бы вновь стучат в колокола памяти и совести человечества.
ПО КОМ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА
29 февраля 1944 года в газете «Известия» было опубликовано «Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии о разрушениях и зверствах, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в городе Киеве». Комиссия под председательством Никиты Хрущева, в составе которой среди прочих были академики Павло Тычина, Максим Рыльский, установила, что по неполным данным в Киеве за период оккупации погибло более 195 тысяч советских граждан. Сколько загублено жизней в Бабьем Яру до сих пор неизвестно. В донесении, отправленном в Берлин, палачи сообщили, что 29-30 сентября 1941 года было расстреляно 33371 евреев. Куда же подевались остальные? Согласно переписи 1939 года, в Киеве проживало 224236 граждан еврейской национальности. С началом войны часть населения города была эвакуирована, мужчины были призваны в армию или добровольно ушли на фронт. Фашисты предполагали, что в городе осталось не менее 150 тысяч евреев.
Неподалеку от места расстрела находился Сырецкий лагерь для военнопленных. Оставшиеся в живых его узники Яков Капер, Давид Будник, Захар Трубаков рассказывали, как они в августе-сентябре 1943 года уничтожали тела погибших в Бабьем Яру. Делалось это так. На памятники, принесенные с еврейского кладбища (сейчас на этом месте телецентр) помещали ограды с могил и на них, чередуя слои, клали дрова и тела. Все это обливали бензином и поджигали... «Таким образом было сожжено более 150 тысяч трупов», - констатировали они.
Автор первого документального романа «Бабий Яр» Анатолий Кузнецов рассказывает о разговоре со стариком при посещении этого трагического места. «Дед, - спросил я, - евреев тут стреляли или дальше?» Дед резко остановился, оглядел меня с ног до головы и вдруг как закричит: «А сколько здесь русских положено, а украинцев, а всех наций?» Да, Бабий Яр - братская могила международная, но только евреев здесь убивали за то, что они евреи. Трогательным и выстраданным было выступление на траурном митинге 29 сентября 1966 года Ивана Михайловича Дзюбы: «Я хочу обратиться к вам - как братьям по человечеству. Я хочу обратиться к вам, евреям, как украинец, как член украинской нации, к которой я с гордостью принадлежу. Бабий Яр - это трагедия всего человечества, но свершилась она на украинской земле. И потому украинец не имеет права забывать о ней так же, как и еврей. Бабий Яр - это наша общая трагедия, трагедия, прежде всего, еврейского и украинского народов. Эту трагедию принес нашим народам фашизм. Не надо забывать, что фашизм начинается не с Бабьего Яра, им не исчерпывается. Фашизм начинается с неуважения к человеку, а заканчивается уничтожением...»
НАД БАБЬИМ ЯРОМ ПАМЯТНИКИ ЕСТЬ
Я восхищаюсь талантом и политической смелостью поэта Евгения Евтушенко, провозгласившего на весь мир о том, что и через 20 лет после трагедии над Бабьим Яром нет памятника погибшим: «Еврейской крови нет в крови моей. //Но ненавистен злобой заскорузлой, //я всем антисемитам //как еврей. //И потому - // я настоящий русский!»
Вообще-то попытка увековечить память жертв предпринималась еще во время войны. 13 марта 1945 года Постановлением Совнаркома УССР и ЦК КПУ на проектирование и сооружение памятника в Бабьем Яру было выделено 1,4 миллиона рублей. Но работа была внезапно прекращена. Кому-то очень хотелось вычеркнуть из людской памяти этот объект как главную братскую могилу не только киевских евреев, а всего мирового еврейства.
Замалчивались не только жертвы войны, но и ее герои. Не принято было говорить, что с фашистами только с советской стороны сражалось 500 тысяч (10 полнокровных армий) евреев, что по количеству Героев Советского Союза евреи стоят на пятом месте.
А в Киеве пройти к Бабьему Яру было невозможно. С горечью вспоминаю, как мама со своими сестрами тайком пробирались к месту расстрела своей матери, сестры и племянников.
В книге есть рассказ Михаила Френкеля «В день Судный и день будний». Он повествует о том, как в будний день не смог пройти со своей родной тетей к тому месту, где ее расстреливали. А ведь Дина Мироновна Проничева - главная героиня романа Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». «Заново переживая те события, тетя Дина порой доходила до обморочного состояния, но не отменяла встреч с писателем, понимала - это нужно, чтоб помнили люди...», - пишет Михаил Френкель.
Обстановка несколько изменилась после того, как на митинге в Бабьем Яру 29 сентября 1966 года выступили Виктор Некрасов, Иван Дзюба и другие правдоискатели.
Сейчас в Бабьем Яру много памятников. После провозглашения независимости Украины в 1991 году установлен памятник «Менора». Спустя 10 лет воздвигнут памятник расстрелянным детям, в открытии которого принимали участие Президент Украины, представители Кабинета Министров, мэр города Киева. Принято решение построить в этом месте «Музей Бабьего Яра».
О ЧЕМ ГОВОРИЛИ ОЧЕВИДЦЫ
В книге помещены фамилии 553 Праведников, шесть из которых присутствовали на презентации. В удостоверении «Праведник Бабьего Яра» говорится: «... Єврейський народ ніколи не забуде Ваш благородний вчинок і буде передавати ім'я Ваше із покоління в покоління як приклад високої людяності та злагоди між нашими народами. Український народ, гордістю якого Ви є, може пишатися Вами. Ми схиляємо перед Вами свої голови...».
Инна Михайловна Евгеньева жила в доме № 1 по улице Бабий Яр и все, что происходило во время расстрелов людей, видела из своего окна. «29 сентября - это день, вызывающий у меня сплошную боль», - со слезами на глазах сказала Праведница.
«Расстреливали в Бабьем Яру не немцы, - начала свое выступление София Григорьевна Яровая, - то были фашисты. Военнопленных из лагеря на ул. Керосинной (Керосинка) заставляли закапывать расстрелянных евреев. Мой дядя, узник этого лагеря, не мог вынести того, как полицаи живьем бросали детей в овраг. Он разрезал себе ногу консервной банкой, чтоб не ходить на эту «работу».
Рассказала она и такой эпизод. На улице Горького, 127 жила еврейская женщина с двумя маленькими детьми. Их подкармливал весь двор, все соседи. И лишь одна из них в январе 1942 года привела мать и ее маленьких деток в немецкую комендатуру и, показывая на них, сказала немцу: «Юде!» Он подвел «патриотку» к открытой двери и выпихнул ногой из помещения, а растерявшейся матери сказал: «Вэк, домой!» Бывало, оказывается, и такое.
Об ужасах того периода и одновременно о высоком благородстве, людях большой души рассказали и другие участники событий.
ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОСТИТЬ МОЖНО
Во время одного из приездов к брату в Москву я принял участие в острой семейной дискуссии. Обсуждался вопрос о выезде их дочери на ПМЖ в Германию. Когда поинтересовались моим мнением, я расчертил лист бумаги на две части и начал заполнять графы «за» и «против»... Альбина уже несколько лет живет в ФРГ, отлично выучила язык, нашла хорошую работу и родила там Ксюше братика Мишку.
«Были на экскурсии в Берлине, - пишет мне товарищ из Нюрнберга. - Трептов парк и Музей Холокоста в центре города впечатляют. Если бы Гитлер это предвидел, он пустил бы себе пулю в лоб еще в 1932 году».
Это Германия, так сказать, на бытовом уровне, вернее, с точки зрения обывателя. Но ведь большое, глобальное и начинается с мелочей, с простых жизненных вопросов. Иногда эти понятия так перепутаны, что нелегко в них разобраться. Так, у нас, в Украине ни один из трех президентов не одобрял и не одобряет ксенофобию и антисемитизм. Напротив, клянутся в любви к нацменьшинствам. А как на самом деле? На главной площади Киева продается ксенофобская, антисемитская литература, в центре столицы Украины избивают евреев. Международная академия управления персоналом (печально известная МАУП) превратилась чуть ли не в официальный рупор антисемитизма. А наши руководители, в том числе и некоторые еврейские лидеры, стыдливо говорят: «Это же на бытовом уровне». Так ли это, есть ли грань дозволенности между бытовым, региональным или государственным уровнем?
В какой бок тянет народный депутат Украины Тягнибок, распаляя антисемитизм? А 15 октября он докричался на Крещатике до того, что обозвал ветеранов, освобождавших от фашистской чумы Украину и всю Европу, бандитами.
Поэтому мы высоко ценим послевоенную политику Германии, согласно которой был осужден фашизм, а Германия попросила прощения у всех государств и народов за преступления гитлеровского режима. Примером в этом служит посольство ФРГ в Украине и лично господин Дитмар Штюдеманн.
- Мне доставляет огромную радость заявить, что наши немецкие друзья и, в частности, посол ФРГ господин Штюдеманн делают замечательное дело, укрепляя добрые отношения между народами. Мы ценим их память о погибших в Бабьем Яру и заверения в том, что такое не повторится никогда, - сказал доктор медицинских наук, академик Исаак Трахтенберг, вернувшийся недавно из командировки в ФРГ. - Мы никогда не забудем ни один из 1418 дней войны, не забудем жертв и разрушений. Как самый светлый праздник мы будем отмечать День Победы над фашистской Германией.
Забыть мы все это не можем, но можем простить, особенно тех, кто просит прощения.
Самым коротким на презентации было выступление Главного раввина прогрессивного иудаизма Киева и Украины Александра Духовного. Он сказал: «Я обращаюсь к Б-гу и молю его за вас: Господь Б-г наш милосердный, пошли всем нам здоровье духовное и физическое, чтоб мы все имели силу построить общество, в котором будут править справедливость, милосердие и мир».
|