В книжном мире разгорается громкий скандал, связанный с закончившейся в Москве XVIII Международной книжной ярмаркой. Представители российских мусульман, еврейские организации и правозащитники утверждают, что на этом авторитетном форуме, который, кстати, проводится при поддержке государства, было представлено немало изданий, напрямую подпадающих под статью Уголовного кодекса о разжигании национальной и религиозной розни.
Организаторы ярмарки говорят, что только суд может определить, дышат эти книги ненавистью к неславянам или нет. Между тем выпуском подобной литературы сегодня занимаются не только полуподпольные типографии, но и крупнейшие, именитые издательства страны. Когда общество больно ксенофобией, экстремизм оказывается весьма выгодным бизнесом.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ?
Говорят, после драки кулаками не машут. Однако не успела выставка закрыться, разразился скандал. А затем и второй. Сначала с протестом по поводу презентации книги Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» выступили российские мусульмане, которых поспешило поддержать руководство партии «Яблоко». Роману, пробный тираж которого составляет свыше 7 тыс. экземпляров, дорогу к читателям проложили сразу три столичных издательства. Антиутопия г-жи Чудиновой, которая рассказывает о том, как Евросоюз в одно злосчастное утро объявил ислам государственной религией, названа в издательской аннотации «грозным пророчеством для Европы и всего «цивилизованного» мира». Казалось бы, с антиутопии взятки гладки, но те, кто «раскручивает» роман, метящий в бестселлеры, подчеркивают: уже сегодня «покориться или сражаться (читай: с мусульманами), пусть и без надежды победить, - такой выбор стоит перед всеми, кто еще помнит о своих славных предках».
В заявлении зампредседателя «Яблока» Сергея Митрохина говорится: «Ни автор книги, ни еще один участник провокации телеагитатор Михаил Леонтьев не скрывают своей ненависти к исламу и неграмотных измышлений о том, что исламская цивилизация является врагом христианской... Мы считаем недопустимым изложение подобных взглядов на всемирно известном и уважаемом книжном форуме в столице России... Отсутствие реакции на провокацию шовинистов следует расценивать как безответственное попустительство, которое будет иметь самые трагические последствия».
Свое недовольство новинкой выразил исполнительный секретарь Межрелигиозного совета РФ Роман Силантьев. Правда, в свойственной ему манере искать «крайних» где угодно, только не в своей ограде. По его словам, «появление «Мечети Парижской Богоматери» стало результатом последовательной антихристианской кампании в русскоязычных исламских СМИ... Если этим они хотели разбудить российскую Ориану Фаллачи (итальянская журналистка, автор антиисламской книги «Сила и разум»), то успех налицо - она появилась. Печально, правда, - добавил г-н Силантьев, - что, в отличие от «мусульманских интеллектуалов», Елена Чудинова пишет не заумно-злобные тексты, интересные считанным десяткам специалистов, а настоящие бестселлеры». По мнению Романа Силантьева, «Мечеть Парижской Богоматери» может сделать исламофобами сотни тысяч людей, и ничего с этим поделать уже нельзя».
БИЗНЕС НА КСЕНОФОБИИ
Почти сразу после реакции на презентацию антиисламской антиутопии с резкими протестами - уже по другому поводу - выступили Федерация еврейских общин России, Российский Еврейский Конгресс и Московское бюро по правам человека. «Выражаем свою озабоченность, - сказано в одном из заявлений, - в связи с демонстрацией на XVIII Международной книжной ярмарке в Москве литературы откровенно шовинистического содержания. Так, издательство «Алгоритм» представило на ярмарке книги И. Шафаревича «Русофобия», «Записки русского экстремиста», серию книг О. Платонова, включая «Загадку сионских протоколов» и «Еврейский вопрос в России», книгу Б . Петрова «Швыдкой лучше Геббельса». Издательство «Русская Правда», против руководителя которого возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ за разжигание межнациональной розни, представило на ярмарке переизданную фальшивку «Протоколы сионских мудрецов», книги В. Емельянова «Еврейский нацизм» и «Десионизация», книгу А. Севастьянова «Время быть русским»... Среди продукции издательства «Русская правда» - «Майн Кампф» и «Инструкция по соблюдению расовой гигиены» (пособие для СС и СД, изданное в гитлеровской Германии)... Считаем недопустимым, что авторитетная книжная выставка используется как площадка для пропаганды идей межнациональной розни и вражды. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в нашей стране не прекращается выпуск шовинистической литературы, что абсолютно несовместимо с российским законодательством. Опасным симптомом является то, что в погоне за прибылью такие респектабельные издательства, как «Эксмо», также не гнушаются тиражированием литературы ксенофобского характера».
То, что бросилось в глаза протестантам, удивило и рядовых посетителей - как, например, писателя Анатолия Королева, лауреата литературной премии Аполлона Григорьева: «Лично я обратил на ярмарке внимание на то, что незримая гражданская война среди книг явно обострилась. Например, книгу Льва Аннинского «Русские» окружали книги о происках сионистов. Книге «Читая сладостный Коран» оппонировала «Мечеть Парижской Богоматери». Сегодня мусульмане явно заняли в книгах место марсиан из кошмаров Герберта Уэллса».
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФОРМИРУЕТ СПРОС»
Гораздо более резко, без тени иронии, высказался в беседе с обозревателем «НИ» ведущий эксперт «Левада-Центра», известный социолог и переводчик западноевропейской художественной литературы Борис Дубин: «Я лишь пробежал по ярмарке, но тем не менее и мне бросилось в глаза, и мои коллеги на это обратили внимание, что впервые на этом нашем главном, государственном книжном форуме так широко были представлены всякого рода националистические, антисемитские и другие радикальные издания. Спрос рождает предложения? Да, но и наоборот: предложения формируют спрос. Настроение в обществе относительно иноверцев, иностранцев и всех остальных «ино» чрезвычайно скверно выглядит. Мы в «Левада-Центре» недели полторы назад получили свежие данные, и я должен сказать, что уровень ксенофобии в России никогда еще не был столь высок. 45% считают, что во всех бедах виноваты представители «нацменов», которых слишком много в верхах власти. Порядка 60% убеждены, что правительство должно вести ограничительную и запретительную политику по отношению к въезду и проживанию в стране этнических чужаков. Две трети населения с той или иной степенью жесткости поддерживают идею «Россия для русских». То есть, с одной стороны, растет демонстративный изоляционизм, а с другой стороны, - теми же темпами нарастает ксенофобия. Почему все это происходит, понятно. Политический режим лишает людей перспектив и в политическом, и в экономическом, и тем более в культурном измерении, лишает их чувства защищенности как от терактов, так и от произвола милиции - и все это вместе, вот этот дикий внутренний комплекс, который плохо выговаривается и совершенно не анализируется в СМИ, находит своеобразное, «боковое», извращенное выражение в форме книжной продукции».
По словам г-на Дубина, «ни один из подобных вопиющих случаев не должен оставаться вне общественного внимания, сколь слабым бы ни было общество в России. Именно потому, что оно так слабо, руководителям книжного дела ни стоило бы пропускать протесты такого рода мимо ушей».
«БУРЮ ПРИДЕТСЯ ПОЖИНАТЬ ВСЕМ»
Руководство ярмарки полагает, что закон нарушен не был, суд этих книг не запрещал, следовательно, и говорить не о чем.
«На мой взгляд, представитель дирекции книжных выставок-ярмарок г-н Кузьминов откровенно лукавит, - заявил мастер политического детектива Лев Гурский. - Первые международные книжные выставки проходили еще при советской власти не на ВВЦ, а на ВДНХ. И каждую книжку, и нашу, и привозную, рассматривали чуть ли не под микроскопом. Если захотим - очень даже можем. Г-н Кузьминов рассказывает, как занимался в СССР Солженицыным, Войновичем и Лимоновым - да эти имена даже шепотом в тогдашних ярмарочных павильонах не произносились. Издательства, специализирующиеся на «черносотенцах», известны г-ну Кузьминову и его начальству в разных инстанциях прекрасно, схватить их за руку при очередной попытке выставить свою продукцию на продажу - ничего не стоит. А теперь к ним примыкают и монстры. Именно потому, что знают: за руку их никогда не схватят. Все - как и везде - на книжном рынке решают деньги. Вполне реальные, а не антиутопические, как у г-жи Чудиновой. Но такая ситуация вовсе не снимает с авторов и издателей, радующихся ветру, поднятому в книжных магазинах, ответственности за ту бурю, пожинать которую придется всем - и читающим, и брезгующим взять в руки «криминальное чтиво». Сегодня оно таковым не является, поскольку никого не засудили. Как бы завтра не оказалось поздно...»
«МЫ - НЕ СУД И НЕ МИЛИЦИЯ»
Как же могло случиться, что авторитетнейшая выставка оказалась вне «правового поля»? За разъяснениями «НИ» обратились к руководителю пресс-центра генеральной дирекции Международных книжных выставок-ярмарок Геннадию Кузьминову.
- Я не очень понимаю, о чем шум? Суд по поводу какой-нибудь из этих книжек был? Людей, нарушающих законы, надо судить. А до решения суда никакая администрация никакой книжной ярмарки не имеет никакого права преследовать авторов и издателей. Я согласен, что в книгах может что-то содержаться, оскорбляющее чьи-либо религиозные и национальные чувства. Но доказывать это надо по суду и никак иначе.
- То есть факт издания книги сам по себе служит поводом для ее экспонирования?
- Издание любой книги - повод для чего угодно: для экспонирования, для критики, для массовых продаж, для судебного процесса. Мы - не суд, не прокуратура, не милиция. Что записано в законе о печати? «Цензура запрещена».
- Правильно ли я вас понимаю, что Гендирекция не осуществляет предварительную экспертизу выставляемых книг?
- У нас в договоре с каждым участником - а их порядка трех тысяч - записано, что они обязуются придерживаться Конституции Российской Федерации. Если мы узнаем, что это обязательство кем-то нарушено, мы имеем право запретить книгу к экспонированию и продаже. Но согласитесь, что определить, какая книга может однозначно быть запрещена, опять-таки вправе только суд. Если в книге действительно содержится что-то, противоречащее нормам человеческой нравственности, - тот, кто первым это противоречие заметит, обязан обратить на это внимание общественности, а она, в лице Федерального агентства по печати, может подать в суд. Как было с книгой Баяна Ширянова «Срединный пилотаж». Но, как вы знаете, суд не нашел в этой книге признаков порнографии, в чем ее автора обвиняли. Точно так же и в данном случае: если какими-то книгами, представленными на последней нашей ярмарке, задеты чьи-то чувства, - люди имеют право подать иск в суд.
«Новые Известия», Москва
|