Евреи живут в Армении свыше двух тысяч лет. Звучит эффектно, хотя две здешние общины, светская и религиозная, насчитывают от силы человек шестьсот или семьсот.
Два тысячелетия — срок столь огромный, что впору засомневаться: чем обосновано громкое заявление? Покоится ли оно на достоверных источниках или исходит из устной традиции? К примеру, распространена версия, будто в соседней Грузии евреи появились гораздо раньше, две тысячи шестьсот лет назад. Однако датировка носит условный характер и доказывается (вернее, навязывается) лишь умозрительными построениями.
О том, как возникли еврейские колонии в Армении, повествует «История Армении» Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского). Писатель жил в V веке и был не летописцем, а подлинным историком. Он искал и добывал источники, до нас не дошедшие, анализировал иноязычных авторов и сопоставлял их свидетельства. То, что сообщено Мовсесом Хоренаци, нередко подтверждается латинскими и греческими памятниками. Словом, у нас нет оснований воспринимать его труд как собрание занятных небылиц. Это в высшей степени авторитетный документ.
Согласно Мовсесу Хоренаци, поселил евреев в Армении царь Тигран II Великий, правивший в 95–55 годах до н. э., причем сделал это в два приема. Вот что рассказывает Мовсес в главе «О строительстве храмов и походе в Палестину»: Тигран «направляется в Палестину, чтобы отомстить за преступления против своего отца. Он забирает много пленных иудеев и приступает к осаде города Птолемаиды». Птолемаида располагалась южнее Тира, на берегу Средиземного моря. Тигран, обратите внимание, пленил иудеев еще до того, как приблизился к ней. А поскольку шел он с севера, то, стало быть, его пленники жили в тогдашней Сирии. Запомним это.
Далее читаем: «Армянский царь поселяет пленных иудеев в Армавире и в аване (селении) Вардгеса, что на реке Касах». Еще ниже Мовсес повторяет: «Тигран же поселил в нем половину иудеев первого пленения, и стал этот аван городским поселением с торжищем».
Что касается второго пленения, то, согласно Мовсесу Хоренаци, армяне вмешались в междоусобные распри двух претендентов на иудейский престол — Антигона и Гиркана. «Армянские войска при помощи сторонников Антигона вступили в Иерусалим и, никому не нанося ущерба, захватили лишь имущество Гиркана... Совершая набеги на окрестные области, они грабили сторонников Гиркана. Взяли в плен жителей города Марисы, поставили царем Антигона, а Гиркана в путах вместе с пленниками повели к Тиграну. Тигран же приказал поселить пленных иудеев в городе Шамирам», то есть в Ване. (Шамирам — армянское имя царицы Семирамиды.) Поскольку известно, что Гиркан лишился престола в 40 году до н.э., легко сделать вывод об ошибке Мовсеса: вторая часть иудеев была переселена в Армению не Тиграном, а его сыном Артаваздом II, который царствовал в 55–34 годах.
Много ли евреев осело в Армении? Разобраться с этим помогает «История Армении» другого писателя V века Фавстоса Бузанда. Повествуя о нашествии персов во второй половине IV века н. э., Фавстос почти всякий раз указывает число армянских и еврейских семей, угнанных в плен из того либо иного города. Городов упомянуто восемь, и в шести из них имелись евреи. Скажем, из Ервандашата персы вывели 20 тыс. армянских семей и 30 тыс. еврейских, из Вана — 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских, из Нахичевана — 2 тыс. армянских и 16 тыс. еврейских. Ученые, правда, полагают, что и процент евреев, и общее число угнанных (около миллиона) сильно завышены.
Исходя из данных о населении тогдашних крупных армянских городов, они заключают, что в ту пору в Армении жило несколько десятков (возможно, до ста) тысяч евреев. Как бы то ни было, в шести городах население, по меньшей мере, наполовину состояло из евреев.
АССИМИЛИРОВАЛИСЬ ОНИ ИЛИ НЕТ?
Рассказывая о том же, что и Фавстос, — о нашествии персов на Армению, — Мовсес пишет о приказе персидского шаха «увести в плен иудеев, тех, которые были приведены в Армению в дни Тиграна и жили в Ване, оставаясь при своей вере. Увели в плен также тех иудеев, живших в Арташате и Валаршапате, которые ...уверовали во Христа». Таким образом, евреи из Иудеи не поддались ассимиляции, тогда как их соотечественники, жившие прежде в Сирии, то есть уже в значительной мере эллинизированные, легче приняли местные порядки, а затем вместе с коренным населением обратились в христианство. При всем том автор отделяет их от армян, а вот о греках и сирийцах — ими Тигран и Артавазд тоже заселяли свои города — Мовсес даже не вспоминает. Их уже не было. Смешавшись с армянами, они, должно быть, ассимилировались и ничем уже не выделялись.
Еще в начале ХХ века крестьяне из сел и деревень, окружавших Ван, видели в жителях города потомков евреев, переселенных в Армению Тиграном Великим. И до сих пор иногда доводится слышать, будто ванцы (выходцы из этого города дали армянской культуре, науке и политике много значительных имен) — потомки евреев.
Прижились ли евреи в Армении? Обратите внимание на интонацию двух древних историков; в их рассказе при всем желании не расслышать оттенка недоброжелательства или враждебности. Случайно ли в одном из романов Фейхтвангера об Иосифе Флавии возник эпизод, в котором Рим объявляет Армении войну. Все кругом об этом лишь и толкуют. Иосифа, с головой погруженного в еврейские проблемы, новость нимало не занимает, и на вопрос о его к ней отношении он невпопад отвечает: «Армения? Что Армения? Евреям там живется хорошо».
Такой же вывод следует из исторического романа «Самвел» классика армянской литературы Раффи. В нем изображены перипетии IV века, в частности, персидское нашествие. Целая глава посвящена угоняемым из Армении в Иран евреям. Она написана с симпатией, сочувствием и проникновенностью. Симпатией и сочувствием пронизана также «История евреев, проживавших в городе Исфахане, а также и других евреев, которые проживали под владычеством персидских царей», писателя Аракела Даврижеци (ХVIII век). Похоже, живописуя страдания товарищей по несчастью, какими выглядят у него евреи, автор держал в уме пассажи Фавстоса Бузанда и Мовсеса Хоренаци.
То, что часть евреев, успевших достичь в Армении высокого положения, осталась верна религии своих предков, подтверждается рассказом Хоренаци о крупном сановнике Енане. Тому в языческие времена было предъявлено «окончательное требование: либо полностью отречься от иудейской веры, поклоняться солнцу и почитать идолы царя, взамен чего царь вернет ему прежнюю власть», либо погибнуть.
К слову сказать, Енан происходил из рода Багратуни, давшего впоследствии две царские династии — армянскую и грузинскую. Вот что сказано у Хоренаци о происхождении этого княжеского, а затем и царского рода: дескать, при мифическом царе Храчия «жил Навуходоносор, царь Вавилона, уведший в плен иудеев. И он (Храчия), говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей, по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране с большими почестями. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда». Заметно, как гордились армянские Багратиды своим еврейским якобы происхождением.
Далее Мовсес рассказывает, «каких усилий стоило нашим царям склонить их (то есть Багратидов, потомков Шамбата) к идолопоклонству и сколько из них поплатились жизнью за Б-гопочитание». Кстати, имя Смбат и производная от него фамилия Смбатян и доныне распространены среди армян.
Остается добавить, что сведения, сообщенные Фавстосом Бузандом, объясняют, отчего в Армении не осталось евреев. Их едва ли не поголовно переселили в Иран. А впрочем... Несколько лет назад в области Вайоц-дзор (километрах в ста к юго-востоку от Еревана) обнаружено еврейское кладбище ХIII века. Это открытие способно перевернуть устоявшиеся представления.
www.sem40.ru
|