К наиболее трагическим событиям мировой истории следует отнести Великую Отечественную войну. Пройдут века, и наши потомки будут продолжать внимательно изучать и анализировать эти события.
За период, прошедший со времени окончания войны, написано множество книг, выпущено бесчисленное количество кинофильмов на всех языках мира. Среди источников информации о событиях минувшей войны наибольший интерес представляют личные воспоминания участников и очевидцев тех героических и трагических событий.
Жизнь продолжается, и все меньше остается живых свидетелей этой страницы истории. Несомненно, одним из самых памятных событий тех лет явилась трагедия Бабьего Яра. На окраине Киева в сентябре 1941 года было расстреляно 33000 евреев.
Сегодня Киев стал местом паломничества борцов против фашизма со всего мира. Бабий Яр стал символом самого жестокого и варварского истребления людей. Бабий Яр стал генеральной репетицией того, на что был способен фашизм.
Вряд ли можно было подумать, что среди перенесших ужас этой трагедии кто-либо еще остался в живых. Каково же было мое удивление, когда я вынул из почтового ящика письмо из Израиля из кибуца Ган-Шмуэль, автором которого был человек, переживший трагедию Бабьего Яра. Дело в том, что на мои статьи, посвященные вопросам еврейской истории и культуры, я получил немало откликов читателей. Среди откликов и оказалось письмо женщины, чудом уцелевшей в Бабьем Яру, - Иды Пинкерт. Я рад, что сумею познакомить вас с ее воспоминаниями (в переводе с идиш).
Харитон Берман
«В понедельник 29 сентября 1941 года, в Судный день, фашисты злодейски уничтожили более 30 тысяч киевских евреев и евреев из Киевской области. Я одна из немногих, которые чудом спаслись и остались в живых. Нельзя ничего забыть и нельзя простить убийц и их подручных.
Я пешком прошла всю Украину и часть Беларуси, переодетая в крестьянские обноски и с крестиком на шее, и видела тот ужас, который творили нацисты. Мой дорожный указатель: днем - солнце, ночью - звезды. Я переплыла Березину, Буг, прошла сквозь болота, в дождь и мороз, в голоде и страхе.
До сегодняшнего дня сопровождают меня раздирающие крики жертв Бабьего Яра: «Шма, Исраэль!». Среди убитых там евреев - мой 6-летний ребенок и 69-летняя мать. Я не могу чувствовать себя нормальным человеком, я только тень. Я до сих пор не верю, что я жива, что я спасена.
Бабий Яр был первым местом массовых убийств евреев на оккупированной территории Советского Союза. Фашисты находились в десяти километрах от Киева, когда был дан приказ оставить Киев. Когда я вышла на улицу Красноармейскую, она была заполнена отступающими войсками, военными машинами, танками, пушками. Никто не обращал на меня внимания. Вдруг движение остановилось, и я влезла в санитарную машину и таким образом выехала из Киева. Под Полтавой мы попали в окружение. Я была контужена, но когда услышала, что немцы уничтожают евреев, решила вернуться, чтобы спасти моего ребенка и мать. На одном из хуторов крестьянка дала мне свою поношенную одежду, я оставила свою шинель и другие вещи и отправилась в Киев. На переправе встретила медсестру, которая шла в Киев к родителям. Я заметила, что фашисты крутятся у понтонного моста, а люди - это были пленные - носят доски. Я предложила попутчице, чтобы мы тоже носили доски. Так мы перешли понтонный мост.
В Киеве я пошла на Подол, пытаясь пробраться к родным. Я увидела на стенах домов и на трамваях обращение ко всем евреям (по-русски и по-украински), в котором говорилось, что «все жиды Киева» должны в понедельник, 29 сентября в 7 часов утра собраться у еврейского кладбища на Дорогожицкой улице, взяв с собой ценные вещи, теплую одежду и деньги. За невыполнение этого приказа всем евреям грозила смерть, а также тем, кто будет прятать евреев. На одном трамвае я заметила плакат, на котором был нарисован еврей с ножом и вилкой в руках, режущий большую рыбу. Около него стоял на коленях мужик и просил милостыню. Надпись гласила: «Жиды жрут за ваш счет». На дороге встречались и другие антисемитские плакаты. И я, вместо того чтобы идти домой, повернула к Бабьему Яру, рассчитывая среди собранных евреев найти моих ребенка и мать. Такой наивной я была. Недалеко от Бабьего Яра я увидела, как немцы вели восемь человек с лопатами. Кто-то сзади меня сказал: «Ведут жидов, чтобы они сами себе копали могилы». Я пошла в том же направлении, куда вели евреев.
Уже были везде эсэсовцы. На одной стороне улицы играл оркестр, с другой стороны была слышна стрельба.
В Бабий Яр бросали живых стариков, женщин, малых деток. Расстрел длился три дня. Я была там на третий день - 1 октября. Дрожала земля от засыпанных землей, еще не погибших людей. Откуда слышался крик или плач - фашисты стреляли в ту сторону. Кромешный ад. У края ямы я притворилась мертвой. Везде стояли патрули. Ночью я решила убежать. Часть дороги я проползла, затем очутилась на какой-то улочке и через задворки добралась к Владимирской горке. Целую ночь я блуждала. Я нашла кран с водой, отмыла кровь и глину, обмыла тряпье.
С трудом выбралась из Киева, 17 ноября я уже была под Первомайском Николаевской области.
Я назвалась вымышленным именем - Лидией Владимировной Тищенко. Под этой фамилией я и сотрудничала с партизанами. Как я выжила и бежала с оккупированной территории, подробно описано в книге воспоминаний, хранящейся в Яд ва-Шем. Мне помогли с побегом местные партизаны.
Когда нацисты уничтожали киевских евреев в Бабьем Яру, был еще второй «Бабий Яр». Евреи, жившие в Киеве в районе Голосеева, пытались уйти в направлении, в котором отступали советские войска, только чтобы спастись от Бабьего Яра. Но все дороги были заминированы, гражданское население не знало об этом. Кроме того, нацисты стреляли в любого подозрительного для них человека. Когда я шла по этой дороге, я видела мертвых стариков, матерей с детьми. Все было усеяно мертвыми. Местные люди ночью закапывали невинно погибших.
Где я только ни была, везде видела смерть. В Умани евреев уничтожили в специальных «душегубках». Об этом мне рассказал по дороге юноша, убежавший от этого кошмара. В Белой Церкви тоже уничтожили всех евреев.
Перед отступлением фашисты принудили военнопленных в Киеве разрыть Бабий Яр, а тела расстрелянных и замученных евреев сжечь и пепел рассеять по Днепру. Но не всех успели выкопать.
В 1961 году пытались засыпать Бабий Яр. Прорвало дамбу, и селевой поток затопил дома, накрыл машины, трамваи, погибли люди. Был размыт и Бабий Яр, выплыли черепа и кости. Люди твердили, что это Бабий Яр платит...»
|