Лоран Базиз — жительница поселения Гадид в Гуш-Катифе — репатриировалась из Франции в 1981 году. В течение нескольких лет она занимается сбором пожертвований в пользу жителей Гуш-Катифа. Сегодня величина пожертвований из-за рубежа является индикатором уровня поддержки поселенцев евреями диаспоры. И здесь Лоран Базиз сталкивается со все возрастающими проблемами.
Весной нынешнего года, накануне праздника Пурим, она обратилась к редакторам нескольких французских радиоканалов с деловым предложением: озвучить рекламу с призывом к членам местных иудейских общин заказывать праздничные подарки для родственников («мишлоах манот») у поселенцев Гуш-Катифа. Ей ответили вежливым отказом. С таким же успехом она пыталась получить поддержу у одного из ведущих раввинов еврейской общины Франции.
«Происходят удивительные вещи, — говорит Лоран Базиз. — Не очень богатые евреи из небольших общин страны выражают солидарность с жителями Гуш-Катифа, высылают нам денежные пожертвования, подарки и письма со словами поддержки. Однако в той же Франции есть огромные общины, в которых значатся очень состоятельные люди, имеющие к тому же в кармане членский билет Всемирного «Ликуда». Так вот, от них-то даже телефонного звонка не дождешься...».
Другая жительница Гуш-Катифа Деби Розен — пресс-секретарь «Объединенного штаба борьбы с планом размежевания» — смотрит на развитие событий весьма оптимистично. «В последнее время к нам приезжает много друзей из-за рубежа, — утверждает Деби. — Их даже больше, чем традиционных гостей из других районов Израиля».
С точки зрения статистики эти данные неоспоримы, но есть один нюанс. Большинство зарубежных визитеров, выражающих солидарность с жителями Гуш-Катифа, — это не евреи, а американские евангелисты, или так называемые «христиане-сионисты». С их точки зрения Израиль может существовать только в библейских границах, и никакие территориальные компромиссы в этом вопросе недопустимы.
Равнодушное отношение большинства евреев диаспоры к плану размежевания объяснить достаточно трудно. Более десяти лет назад, когда начался «процесс Осло», внушительная волна демонстраций протеста прокатилась по еврейским общинам всего мира. Теперь наблюдается почти полный штиль — причем с обеих сторон. Сторонники размежевания не столько поддерживают сам процесс односторонних уступок, сколько выражают свое несогласие с кампанией обструкции, которой сегодня подвергается в Израиле все еще популярный среди евреев диаспоры Ариэль Шарон.
И все же у противников плана размежевания проблемы посложнее. Их кампания протеста, которую они пытались организовать, фактически провалилась. Речь идет о запланированных недавно «Союзом за спасение Страны Израиля» массовых демонстраций в поддержку поселенцев, которые должны были пройти в 25 крупных городах мира. Однако «массовости» не получилось. Даже в Нью-Йорке на манифестацию противников размежевания пришло, по оценкам полиции, не более тысячи человек, причем в большинстве своем это были хасиды ХаБаДа.
Еще хуже в этом вопросе дело обстоит в Европе. В Англии на демонстрацию противников политики Ариэля Шарона пришло от силы двадцать человек. Это и неудивительно, так как большинство английских евреев никогда не испытывали большой симпатии к поселенцам. Труднее понять поведение членов еврейской общины Франции — крупнейшей в Европе и второй по величине в мире. Многие из них издавна отличались большой симпатией по отношению к жителям Гуш-Катифа. Однако самое большее, что удалось сделать правым активистам, — организовать молчаливый пикет противников плана размежевания у ворот израильского посольства в Париже накануне визита во Францию премьер-министра Шарона.
Объяснение этому феномену пытается дать Меир Хавив — член руководства КРИФа — одной из организаций французских евреев, близких по идеологии к правому крылу «Ликуда». Он поясняет, что одна из главных причин отсутствия бурных демонстраций противников одностороннего отступления — специфика французской действительности. «Во Франции все привыкли, что демонстрации против политики правительства Израиля организуют арабы и те, кто с ними солидарен, — поясняет Меир Хавив. — Поэтому если мы будем делать то же самое, большинство евреев нас просто не поймет».
В США большинство евреев определяют себя как «консервативные», «реформистские» и «светские». Как свидетельствует консерватор М. Дж. Розенберг, руководитель вашингтонского филиала Форума в поддержку Израиля, даже малейшее сомнение в правильности политического курса израильского правительства среди его единомышленников исключено. Не так давно лидеры консервативной общины США отклонили инициативу некоторых ее членов обратиться к жителям Гуш-Катифа с более чем аполитичным заявлением. В нем всего лишь выражалось эмоциональное сочувствие людям, которых вынуждают покидать свои дома.
Однако в целом даже у горячих сторонников плана размежевания нет той эйфории, которая была, например, у пацифистски настроенных западных евреев после подписания договора в Осло в 1993 году. Тогда многим казалось, что на Ближнем Востоке наконец-то наступает долгожданный мир. Сегодня почти все понимают, что одностороннее отступление ЦАХАЛа из сектора Газа и Северной Самарии и ликвидация там еврейских поселений вряд ли приблизит завершение арабо-израильского конфликта.
«Гаарец», Израиль
|