Кризисная атмосфера, которая угрожала существованию Музея еврейской диаспоры в Тель-Авиве, похоже, постепенно разряжается.
После назначения председателем совета попечителей музея Леонида Невзлина, российского иммигранта и филантропа, музей переживает позитивные изменения.
Недавно законопроект, посвященный Музею еврейской диаспоры и поданный депутатом Кнессета от партии «Ликуд» Инбал Гавриели, прошел первое чтение.
Цель законопроекта, составленного в сотрудничестве с министерством образования, культуры и спорта, дать музею статус национального института, тем самым гарантировав его выживание.
Действительно, еще в сентябре 2003 года премьер-министр Ариэль Шарон объявил Музей еврейской диаспоры национальным достоянием и сообщил чрезвычайной делегации во главе с бывшим мэром Тель-Авива Шломо Лахатом, что музей не закроется.
В том же месяце музей, тем не менее, закрылся из-за отсутствия средств, и сотрудники, которых уволили или попросили уйти в длительные отпуска за собственный счет, подали в суд.
В результате тель-авивский суд постановил, что руководство музея обязано аннулировать заявления об увольнении и заявления о неоплачиваемом отпуске и позволить сотрудникам возвратиться на работу.
Со временем музей снова открылся и продолжил работать и как экспозиционный и образовательный центр, однако его финансовая ситуация до сих пор остается непростой. Дефицит бюджета исчисляется миллионом шекелей.
Неясность вокруг будущего музея заставила многих иностранных доноров стать более осторожными в своих пожертвованиях, сообщил «The Jerusalem Post» директор музея Рони Финзи. В то же время он похвалил местных филантропов: Генри Зиманда, который издавна поддерживал музей, и Леонида Невзлина, который тоже выделил музею щедрые пожертвования.
Однако американцы, заявил Рони Финзи, колеблются, и придерживают пожертвования до тех пор, пока судьба музея не определится окончательно.
Теперь, когда законопроект Гавриели был принят в первом чтении, он отправился на рассмотрение в комитет Кнессета по образованию и культуре во главе с Авраамом Поразом из партии «Шинуй». После дебатов в комитете он снова будет подан в Кнессет для одобрения во втором и третьем чтении.
Рони Финзи надеется, что законопроект будет утвержден к концу 2005 года.
После того как это случится, неопределенность рассеется и иностранные доноры снова начнут делать вливания.
Во всем мире существует около 800 еврейских музеев. Большинство посвящено Холокосту, некоторые — истории местного еврейства, но только Музей еврейской диаспоры документирует историю и творчество всех еврейских общин диаспоры на протяжении веков. В этом отношении, — заявил Рони Финзи, Музей еврейской диаспоры уникален.
Именно по этой причине он должен стать главным музеем еврейского народа, а этого можно добиться только путем принятия соответствующего закона.
«The Jerusalem Post»
|