Соломон Крапивенский - доктор философских наук, профессор.
Существующие в необъятной литературе версии причин антисемитизма можно сгруппировать в три основные:
1) в существовании антисемитизма повинны сами евреи, и только они;
2) абсолютно никакой еврейской вины в этом нет;
3) определенную долю ответственности за существование антисемитизма несут и евреи.
Рассмотрим каждую из этих версий.
ВЕРСИЯ АБСОЛЮТНОЙ ВИНОВНОСТИ ЕВРЕЕВ
Логика уверенных в этом до наивности проста - если бы евреи, рассуждают они, вели себя вообще или в данном конкретном случае иначе, они не вызывали бы по отношению к себе отрицательных эмоций и действий. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним обвинения евреев в их чрезмерной активности в российских революционных событиях XX века. В наиболее концентрированном виде их выразил, пожалуй, В .Шульгин в своей книге "Что нам в них не нравится...":
"Нас спрашивают: "Что вам в нас (евреях - С.К.) не нравится?".
Я позволю себе ответить за неоантисемитов, народившихся вместе с революцией, а также за одиннадцать лет пребывания у кормила правления советской власти.
- Не нравится нам в вас то, что вы приняли слишком выдающееся участие в революции, которая оказалась величайшим обманом и подлогом. Не нравится то, что вы явились спинным хребтом и костяком коммунистической партии. Не нравится нам то, что своей организованностью и своей сцепкой, своей настойчивостью и волей вы консолидировали на долгие годы и укрепили самое безумное и самое кровавое предприятие, которое человечество знало от сотворения мира. Не нравится нам то, что этот опыт был сделан во исполнение учения еврея - Карла Маркса. Не нравится нам то, что эта ужасная история разыгралась на русской спине и что она стоила нам, русским, всем сообща и каждому в отдельности, потерь неизрекаемых. Не нравится нам то, что вы, евреи, будучи сравнительно малочисленной группой в составе российского населения, приняли в вышеописанном гнусном деянии участие совершенно несоответственное. Не нравится нам то, что вы фактически стали нашими владыками. Не нравится нам то, что, став нашими владыками, вы оказались господами далеко не милостивыми; если вспомнить, какими мы были относительно вас, когда власть была в наших руках, и сравнить с тем, каковы теперь вы, евреи, относительно нас, то разница получается потрясающая. Под вашей властью Россия стала страной безгласных рабов, они не имеют даже силы грызть свои цепи. Вы жаловались, что во время правления "русской исторической власти" бывали еврейские погромы; детскими игрушками кажутся эти погромы перед всероссийским разгромом, который учинен за одиннадцать лет вашего властвования! И вы спрашиваете, что нам в вас не нравится!".
Итак, по Шульгину (и всем, кто согласен с ним), евреи, как чужаки, инородцы, не должны принимать активного участия в политической жизни страны проживания, и тогда все будет для них нормально. Применительно к этому сюжету оптимальный, вроде бы, вариант решения был предложен, как ни странно, одним из известных западных экономистов и не менее известным антисемитом В .Зомбартом. "Государства, - писал Зомбарт, - дают своим еврейским гражданам полное равноправие, а евреи должны быть настолько умными и тактичными, чтобы не пользоваться везде и в полном объеме этим равноправием". Вот этого рекламируемого Зомбартом благоразумия, на первый взгляд, действительно не хватает во многих и массовых, и индивидуальных еврейских действиях.
Но здесь необходимо учитывать два обстоятельства, не совсем оправдывающие, но многое объясняющие.
Обстоятельство первое. Активно участвуя в каких-либо массовых движениях (революциях, освободительных войнах и т.п.), евреи никогда не выступали как самостоятельная сила, а действовали в составе более широкого коллектива, представляющего часть того общества, в котором существовала еврейская диаспора. И вполне естественно, что в соответствующих ситуациях проявлялся социально-психологический закон заражения и подражания: они вели себя так, как нееврейское большинство, тем более что в том или ином параметре (моральном, бытовом и т.д.), по крайней мере, часть из них уже в определенной степени ассимилировалась.
Эту подчиненность евреев общему массовому настрою и действию отчетливо осознавали наиболее трезвые противники революционных потрясений в России. Сошлемся на Н.Устоялова, который советовал: "Нет, ни нам (интеллигенции), ни "народу" неуместно снимать с себя прямую ответственность за нынешний кризис - ни за темный, ни за светлый его лики. Он - наш, он подлинно русский, он весь в нашей психологии, в нашем прошлом... И если даже окажется математически доказанным, как это ныне не совсем удачно доказывается подчас, что девяносто процентов русских революционеров - инородцы, главным образом евреи, то это отнюдь не опровергает чисто русского характера движения. Если к нему и прикладываются "чужие" руки, - душа у него, "нутро" его, худо ли, хорошо ли, все же русское, истинно - интеллигентское, преломленное сквозь психику народа... Не инородцы-революционеры правят русской революцией, а русская революция правит инородцами-революционерами, внешне или внутренне приобщившимися к "русскому духу" в его нынешнем состоянии".
Нееврейская масса не просто приветствовала, но требовала подобающего поведения евреев, вливавшихся в ее ряды. Вспомним "Конармию" Исаака Бабеля и его личную "интеграцию" в это воинство... Начдив Савицкий сразу дал понять вновь прибывшему: "Какой паршивенький... Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки". С таким благословением новичок пошел устраиваться. "Вот, бойцы, - сказал квартирьер и поставил на землю мой сундучок. Согласно приказанию товарища Савицкого обязаны вы принять этого человека к себе в помещение и без глупостей, потому что этот человек пострадавший по ученой части... Я приложил руку к козырьку и отдал честь казакам. Молодой парень с льняным висячим волосом и прекрасным рязанским лицом подошел к моему сундучку и выбросил его за ворота. Потом он повернулся ко мне задом и с особенной сноровкой стал испускать газы.
- Орудия номер два нуля, - крикнул ему казак постарше и засмеялся, - крой беглым...".
Но когда новичок "порешил" хозяйского гуся, "парень нам подходящий", - сказал один из казаков, и ему выдали имевшуюся у них запасную ложку. "Мы похлебали самодельных щей, - пишет Бабель, - и съели свинину". (Обратите внимание на свинину: несомненно, она явилась окончательным аргументом для "приема в казаки" - С.К.).
Заметим, что антисемиты с одинаковой враждебностью критикуют евреев и за то, что они сделали ("за то, что еврейка стреляла в вождя"), и за то, что они этого не сделали ("за то, что она промахнулась"). И если Валентин Распутин требует ответственности евреев за революцию и создание Советского Союза, то Сергей Кара-Мурза в своей вышедшей в 2001 году книге "Евреи, диссиденты и еврокоммунизм" объявляет евреев одними из главных виновников гибели советского общества. И если бы евреи не приняли активного участия в революции, их с такой же силой ругали и били бы за то, что, получив равноправие, они не включились в общее дело.
Обстоятельство второе: чтобы остановить чьи-то порочащие всю группу действия, необходима организация, способная поставить этих нарушителей и выскочек на место. Но, увы, в подавляющем большинстве случаев такая организация отсутствует. Наглядным примером служит сегодняшняя российская ситуация: кто поставит на место олигархов из числа евреев, накликающих большую беду на всю диаспору? Попытался некий одиночка, но в таком неблагоразумном по содержанию виде, что это выступление произвело, выражаясь современной терминологией, контрпродуктивный эффект. Читатель, очевидно, догадался, что речь идет о растиражированной многими изданиями статье Эдуарда Тополя "Возлюбите Россию, Борис Абрамович!" (1998 г.).
|