«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
11/102
Июнь 2005
5765 Ияр

УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА

На главную страницу Распечатать

* * *

Открытию   в  центре столицы Германии Мемориала жертвам Холокоста предшествовали 17 лет интенсивных дискуссий. Абстрактное произведение искусства дополняет подземный информационный центр.

 В  1988 году журналистка Леа Рош (Lea Rosch) и историк Эберхард Екель (Eberhard Eckel) выступили с частной инициативой возведения памятника евреям Европы, уничтоженным нацистским режимом. Монумент должен стоять  в  самом сердце бывшего третьего рейха и чтить память еврейских жертв нацизма - и только их. Потому что, по словам инициаторов проекта, «истребление евреев нацистами беспрецедентно».

Очень быстро у идеи появились как сторонники, так и противники, причем водораздел проходил по всем политическим партиям и общественным группам Германии. Против избирательности мемориала выступали, прежде всего, представители еврейской общины, предлагая посвятить памятник всем жертвам нацизма - цыганам, тем, кого преследовали из-за гомосексуальной ориентации, дезертирам и жертвам эвтаназии.

Ожесточенные споры вызывал и вопрос, а нужен ли вообще Германии, у которой уже есть мемориальные комплексы  в  Дахау и Бухенвальде, монумент  в  виде гигантского произведения искусства? И какую функцию он должен выполнять: приемного пункта для «сброса венков» и фигового листка на совести потомков? Или же местом личного покаяния и предостережением для будущих поколений?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИОРИТЕТ

Со временем частная инициатива приобрела государственный статус. Бывший канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) был среди первых сторонников проекта. Но историк по образованию и «автор германского воссоединения» вмешивался чересчур активно и  в  вопросы, напрямую политики не касавшиеся. Именно он отверг первый эскиз мемориала - идею берлинской художницы Кристины Якоб-Маркс установить покатую полость с выбитыми на ней именами всех жертв Холокоста. Из-за Коля покинул проект американский скульптор Ричард Сера - соавтор Питера Айзенмана.

Строительство началось лишь  в  1999 году, когда бундестаг выделил  в  пересчете на нынешний день 28 миллионов евро. На грани срыва оказался проект  в  2003 году, когда на площади  в  четыре футбольных поля уже стояли первые бетонные стелы. Тогда вдруг выяснилось, что химическое средство, призванное защищать бетон от граффити, поставляет фирма Degussa. Одна из ее дочерних компаний производила «Циклон B» - газ, которым умерщвляли узников  в  концлагерях третьего рейха. После краткого перерыва строительство, однако, продолжилось, Degussa осталась  в  проекте.

АБСТРАКЦИЯ НЕПОСТИЖИМОГО УЖАСА

Строительные работы на территории мемориала завершились задолго до его открытия 10 мая.  В  непосредственной близости от Потсдамской площади и Бранденбургских ворот застыло море из 2700 черно-зеленых бетонных стел.  В  центре они достигают четырехметровой высоты и должны вызывать у посетителя, по замыслу Питера Айзенмана, чувство потерянности и дезориентации. «У него нет значения», - сформулировал как-то создатель мемориала. Попыткам медиальной инструментализации Холокоста архитектор противопоставил радикальную абстракцию современной скульптуры.

УЖАС КОНКРЕТИКИ

О судьбах жертв Холокоста рассказывает информационный центр, расположенный  в  подземелье под бетонными стелами.

Уже  в  фойе, перед шестью портретами - убитых, пропавших без вести, умерших после освобождения - раскрывается концепция выставки.  В  четырех равных по величине залах собраны доказательства чудовищного преступления нацистов: документы и фотографии, цифры и факты. Один документ, например, описывает вагоны,  в  которых перевозили узников  в  Освенцим: «Человеческая масса (...) могла  в  силу своей плотности держаться (...)  в  воздухе без опоры».

Бетонные стелы проникают и  в  подземелье - рельефно либо как повторение наземного обелиска, и получают здесь, по словам куратора экспозиции Дагмар фон Вилькен (Dagmar von Wilcken), конкретное звучание.

Элла Володина,
«Немецкая волна»

* * *

После многократных задержек  в  Берлине 10 мая официально открыт мемориал миллионам евреев, погибших от рук нацистов.

Человек, желающий осмотреть мемориал, окажется  в  каменном лабиринте, выход из которого нужно найти самостоятельно.

Эффект потерянности - часть авторской концепции создателя мемориала, американского архитектора Питера Айзенмана. Споры о том, где, кем и как должен быть построен памятник европейским евреям, продолжались почти десять лет, пока немецкий бундестаг не принял окончательное решение  в  1999 году. Строительство мемориала началось осенью 2001 и продолжалось почти три года. Питер Айзенман известен как изобретатель собственного «эзотерического» стиля, примыкающего к деконструктивизму. «Бессмысленность и безутешность не могут быть выражены средствами классической архитектуры», - сказал мастер на торжественном открытии мемориала, объясняя свою творческую позицию.

По замыслу архитектора, вся композиция должна производить впечатление волнующегося поля колосьев. Автору этих строк пришлось взглянуть на мемориал с верхних этажей гостиницы «Адлон», примыкающей к «каменному полю» со стороны Бранденбургских ворот. Ощущение было такое, что перед вами колышутся не колосья, а вздымается сама земля. Эффект - поразительный. Недаром архитектуру Айзенмана называют «суггестивной».

ПРОБЛЕМА ВИНЫ

Критики проекта Айзенмана любят употреблять слова «монструозность», «гигантомания» и «анонимность». Глава еврейской общины Германии Пауль Шпигель, выступая на открытии мемориала, сказал, что на его взгляд, памятник  в  полной мере отражает трагедию еврейского народа, однако никак не отражает проблематику вины тех, кто ее допустил: «Остается непонятным, как культурный западный народ, живущий  в  центре Европы, смог допустить организацию систематического уничтожения целого народа! Чисто эстетически эта тема совершенно не решена».

Однако эта тема решена, с учетом немецкой психологии, чисто концептуально. Под мемориальным полем, на площади  в  800 квадратных метров, устроено так называемое «Место информации», где собраны архивные материалы, рассказывающие посетителям о Холокосте, его причинах и последствиях. Здесь,  в  частности, представлен список из израильского мемориального комплекса Яд ва-Шем, содержащий более трех миллионов имен погибших евреев.

Подспудной проблемой  в  связи с берлинским мемориалом европейским евреям является вопрос о памятниках другим группам населения, пострадавшим от нацизма. Власти пошли навстречу общественному мнению и пообещали  в  ближайшем будущем возвести соответствующие мемориалы цыганам -  в  непосредственной близости от Рейхстага, и гомосексуалистам - напротив «каменного поля» Айзенмана.

На торжественной церемонии открытия памятника Холокосту присутствовала вся немецкая политическая элита,  в  том числе президент и канцлер Германии, а также около 1000 гостей со всего мира, включая переживших Холокост свидетелей. Этот мемориал, по словам председателя бундестага Вольфганга Тирзе, ни  в  коем случае «не является итоговой чертой под нашим осмыслением нацистской истории».

Владимир Гузман,
BBCrussian

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org