«Еврейский Обозреватель»
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
1/44
Январь 2003
5763 Шват

«МЫ БУДЕМ РАСШИРЯТЬ НАШУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИЗРАИЛЕ»

БИЛЛ ГЕЙТС

На главную страницу Распечатать

Самый богатый человек в мире — 47-летний Билл Гейтс — приятный собеседник. Ему совершенно несвойственно высокомерие, он не стремится подавить собеседника, он очень тепло относится к Израилю. Наше интервью Гейтс записывает — для каких-то своих личных целей — на старенький, видавший виды диктофон из тех, какими пользуются в государственных учреждениях с ограниченным бюджетом. Его личное состояние исчисляется более чем 43 млрд. дол.

— Что вы собираетесь делать со всеми своими деньгами, господин Гейтс?

— Использую для общества. Большую часть состояния намерен завещать на благотворительные цели. Для этого я основал Фонд Гейтса, который занимается благотворительностью. По всему миру. В том числе и у вас в Израиле.

—   А  своим детям вы ничего не собираетесь оставить?

— Плохо, когда дети получают от родителей миллиарды долларов. Плохо, когда дети растут, и при этом у них не вырабатывается никакой потребности работать. По крайней мере, так думаем мы с женой. Естественно, небольшую часть нашего состояния мы им передадим. Сядем вместе и решим, сколько и когда именно.

МЫСЛИТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, ОПТИМИСТ

Билл Гейтс пребывает в состоянии спокойной философской задумчивости и самое главное — оптимизма. Чересчур явного оптимизма, сказали бы его соперники.

— Три года назад вы отказались от руководства «Майкрософтом». Помимо того, что вы являетесь председателем компании, вы еще были назначены «главным программистом». Не скучаете по руководящей деятельности?

— Нет. Я работаю, провожу время с женой и детьми. Мне повезло во всех без исключения жизненных сферах. У меня замечательная работа — я занимаюсь созданием новой продукции. Когда в 1975 году мы создали компанию «Майкрософт», то мечтали о вещах, которые совершат переворот во всей сфере персональных компьютеров. И то, о чем мы мечтали, во многом далеко от реализации.

Поэтому впереди — много лет интереснейшей работы. И я этому очень рад.

— Когда, по-вашему, закончится кризис хай-тека?

— Что именно вы имеете в виду, говоря о кризисе? На сегодняшний день в мире продано около миллиарда компьютеров. В ближайшие семь лет будет продан еще один миллиард. Даже такие простые операции, как написание документов и переписка по электронной почте, постоянно оптимизируются. Мы находимся в начале «дигитального десятилетия», когда наконец-то сбудется то, о чем я мечтал 25 лет назад. В ближайшие десять лет все изменится. Компьютер станет главным источником информации и средством досуга семьи.

ИЗРАИЛЬТЯНЕ ВСЕГДА ПРЕДПОЧИТАЛИ ОСТАВАТЬСЯ ДОМА

Билл Гейтс почти не говорит о политике и избегает высказываться на спорные политические темы. Когда я заговариваю об этом, он смущается.

— Вы считаете, что, несмотря на войну и террор, израильский хай-тек ожидает хорошее будущее?

— Никакой связи между войной, происходящей в Израиле, и будущим производимой в Израиле продукции нет. Своим успехом Израиль обязан своим гражданам. Я имею в виду высокий уровень преподавания в израильских университетах и те знания, которые привезли с собой новые репатрианты. Благодаря этим двум факторам Израилю удалось добиться того, что крупные технологические фирмы стали давать заказы именно блестящим специалистам из Израиля. Просто израильтяне всегда предпочитали оставаться дома. Благодаря этому ваша страна стала центром развития высоких технологий.

— Продолжит ли «Майкрософт» делать инвестиции в израильскую экономику?

— Да. Мы вкладываем и продолжим вкладывать средства в наш израильский центр разработок. Израильские коллеги в последнее время получили немало перспективных заданий. Они разрабатывают новые программы, главным образом — в сфере защиты компьютерных программ. Тут Израилю удалось добиться немалых достижений.

Естественно, нас беспокоит тот факт, что нашим работникам грозит опасность, но нас это не остановит и не заставит прекратить работать с Израилем.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕРЕВОРОТА

— Изменится ли вид персонального компьютера?

— Обязательно. Тот агрегат, который сегодня называется персональным компьютером, распадется на несколько частей. Наконец-то мы избавимся от клавиатуры, которая с самого начала только мешала. Функцию клавиатуры будет исполнять тонкий экран, на котором можно будет писать с помощью специальных электронных чернил. Посредством этого экрана можно будет заходить в Интернет, обмениваться информацией, играть, смотреть фильмы, слушать лекции, готовить уроки, получать ежедневную газету. С его помощью вы сможете переписываться с друзьями. Компьютеры такого рода появятся на рынке уже в ближайшем будущем. Это первые признаки переворота.

— По-вашему, в Ближневосточном регионе тоже возможна победа демократии?

— Почему бы и нет? Посмотрите на Южную Америку и вспомните, какой она была еще двадцать лет назад. Политическая ситуация там изменилась к лучшему,  а  террор прекратился. Конечно, далеко не во всех странах Южной Америки установились демократические режимы, но движение в положительном направлении все же имеется. Нет такого региона в мире, где рано или поздно не возникло бы демократическое общество.

— По-вашему, общество с открытыми источниками информации по природе своей менее агрессивно?

— Думаю, что да. Дигитальные технологии заставляют власти вести себя честнее и учитывать интересы граждан. Усиление демократии ведет к тому, что общество все меньше и меньше заинтересовано в войнах. Я уверен в этом, но, к сожалению, не могу доказать. Вот такой недоказуемый оптимизм.

— Террористы прекрасно умеют пользоваться современными технологиями, Интернетом, сотовыми телефонами и электронной почтой. Хай-тек снабжает их суперсовременными средствами, с помощью которых они могут распространять свои идеи и добиваться своих целей.

— Новые технологии доступны каждому. На мой взгляд, благодаря новым средствам удастся победить террор. Скажем, технологии, с помощью которых можно будет фотографировать всех выезжающих за границу, станут помехой для террористической деятельности. Конечно же, террористы тоже используют новые достижения. Об этом должны помнить стоящие у власти,  а  мы — те, кто разрабатывает новые технологии, — будем с властями сотрудничать.

ОТКРЫТАЯ ПОЛИТИКА

— Каким образом высокие технологии помогают в борьбе с террором?

— Я считаю, что свободный доступ к источникам информации способствует укреплению демократии. Технологии делают саму политику более доступной и открытой, менее подверженной коррупции. В мире быстрой и открытой связи закрытым режимам выжить очень сложно.

— Если бы вы были главным консультантом по технологическим вопросам у правительства Израиля, что бы вы посоветовали для сохранения высокого уровня развития технологии в нашей стране?

— Прежде всего, я бы посоветовал продолжать вкладывать средства в образование. Это путь к технологическим достижениям. Посмотрите сами, где в США возникли крупные технологические центры — не в самых крупных городах,  а  там, где были лучшие учебные заведения.

 А  что делать с теми работниками хай-тека, которым так и не удалось найти работу?

— Такого не может быть. Само наличие технологического образования создает рабочие места. И эта работа всегда хорошо оплачивается. Так было в прошлом, так будет и впредь. И еще кое-что: следите за тем, чтобы себестоимость ваших средств связи была очень низкой. Власти могут оказывать немалое влияние на конкуренцию на рынке связи и на те цены, которые взимают компании, предоставляющие услуги быстрого Интернета. В Израиле не должно быть проблем с дешевой связью. Вы — государство маленькое и густонаселенное.

 А  что насчет мира?

— О, мир, — вздыхает Билл Гейтс, — я бы очень хотел, чтобы в Израиле был мир. Мир — это всегда хорошо. Особенно для инвестиций в высокие технологии.

Интервью Севера Плоцкера
«Едиот Ахронот»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org