«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
8/99
Апрель 2005
5765 Нисан

ИУДАИКА   В  КРЫМУ

ВЕЛИМИР ЛИНДЕРМАН

На главную страницу Распечатать

 В  Крыму прошла Весенняя школа по иудаике для старшеклассников и студентов. Школа была организована Международным центром еврейского образования и полевых исследований.

Одна из важнейших задач  в  процессе восстановления еврейской общины на постсоветском пространстве — формирование поколения новых еврейских лидеров — молодых людей, для которых еврейская история и культура не только интегральная часть их самоидентификации, но и область профессиональных интересов.

 В  последние годы одним из действенных способов формирования этого нового поколения стали школы по иудаике для студентов, аспирантов и молодых специалистов. Это своеобразные семинары, участники которых слушают миникурсы ведущих преподавателей СНГ и Израиля, посвященные различным областям еврейской истории, культуры, литературы, философии и пр. Летние и зимние школы проводятся с 1998 г. во время студенческих каникул  в  различных регионах бывшего СССР Центром научных работников и преподавателей иудаики «Сэфер»  в  сотрудничестве с Еврейским университетом  в  Иерусалиме, Открытым университетом Израиля и рядом других вузов, организаций и фондов. С 2000 года к ним добавились весенние и осенние школы для старшеклассников, заинтересованных  в  получении высшего образования и дальнейшей деятельности  в  сфере академической иудаики.  В  2003 г. для организации таких школ был создан Межуниверситетский центр еврейского образования  в  России.

Школы стали неотъемлемой частью академической жизни и сформировали динамичное сообщество молодых людей, объединенных интересом к еврейской культуре. Нет никаких сомнений  в  том, что они способствуют значительному повышению качества университетского образования  в  этой области.

С 2003 г. начался новый этап: проведение «полевыx школ». Основой их программ, помимо лекций и семинаров, стала практическая научная работа студентов под руководством опытных исследователей и преподавателей. Полевая работа включает  в  себя эпиграфические, этнографические, археологические исследования  в  местах, связанных с еврейской историей и культурой: документирование еврейских кладбищ и синагог, опросы еврейского и нееврейского населения, раскопки. Полевые школы позволяют студентам и старшеклассникам не только получить новые знания и навыки, но и дают уникальную возможность прикоснуться к еврейской культуре (архитектуре, искусству, фольклору, ландшафту). Одна из основных задач подобных школ — спасение исчезающих памятников еврейской культуры.

Первым шагом стала Крымская полевая школа по иудаике, организованная  в  2003 году при поддержке Благотворительного фонда «Ави Хай». Участники школы начали документацию кладбища  в  Чуфут-Кале — одного из крупнейших и древнейших собраний еврейской эпиграфики не только  в  Восточной Европе, но и  в  мире. Самые ранние надгробия на кладбище датируются XIV  в . Захватывающая история некрополя и проблема его датировки остаются предметом бурных дискуссий на протяжении последних полутора столетий. Во многом это связано с деятельностью выдающегося караимского собирателя древностей Авраама Фирковича (1787–1874), по мнению которого кладбище вело свою историю с 1  в . христианской эры. Несмотря на неизменный интерес к этому некрополю и многочисленные попытки его изучения, документация кладбища (единственный путь спасения этого уникального памятника, учитывая, что оно с каждым годом разрушается) до сих пор не осуществлена.  В  ходе первой Крымской полевой школы студенты и преподаватели начали решение этой важной научной задачи.

 В  2004 г. полевые школы по иудаике приобрели беспрецедентный размах.  В  мае — августе 2004 г.  в  Узбекистане, России и Украине прошло несколько таких школ, организованных Центром «Сэфер»  в  сотрудничестве c различными учебными и научно-исследовательскими заведениями России, Украины и Израиля. За два сезона было собрано большое количество важных научных материалов, и стало складываться академическое сообщество студентов различных еврейских вузов, которые  в  ходе полевых школ начали овладевать соответствующими навыками и почувствовали вкус к полевой работе. Назрела необходимость создания специального научного центра, который бы занимался координацией деятельности, направленной на развитие полевых исследований и проведение полевых школ как для студентов и молодых специалистов, так и для старших школьников (на которых не распространяются программы Центра «Сэфер»).

 В  результате осенью 2004 г. был создан Международный центр еврейского образования и полевых исследований. Его директором стал Артем Федорчук (ранее — руководитель студенческих программ Центра «Сэфер»), координатором по Украине — Вячеслав Лихачев (главный редактор журнала «Евреи Евразии»).

 В  Украине Центр провел уже две школы для старшеклассников и студентов — на осенних каникулах  в  2004 г. и весенних каникулах  в  2005 г. Обе школы прошли на Крымском полуострове, где расположены одни из древнейших памятников еврейской истории и культуры на постсоветском пространстве. К тому же Крым — оптимальное место для проведения подобных образовательных мероприятий  в  осенне-весенний период.

Весенняя школа по иудаике «Евреи и окружающий мир: этнокультурные контакты» состоялась 22–26 марта 2005 г. Помимо упомянутого Центра,  в  ее организации приняли участие Евроазиатский еврейский конгресс, оказавший материальную поддержку, Межфакультетский центр Европейского университета  в  Санкт-Петербурге «Петербургская иудаика», Педагогический центр Ваада России, Открытый университет Израиля и Институт иудаики (Киев).

 В  работе Школы приняли участие старшеклассники и студенты из разных городов Украины, России и Беларуси. Занятия проводили специалисты  в  различных областях иудаики, преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Симферополя, Харькова.

 В  ходе первой части Школы, прошедшей  в  Бахчисарае, участники прослушали мини-курсы, посвященные истории и культуре евреев Украины и Крыма, религиозным и этнокультурным контактам, межконфессиональному диалогу и истории взаимоотношений между евреями, христианами и мусульманами; ранней истории еврейского населения Крыма и крымской еврейской эпиграфике; еврейской эпиграфике Восточной Европы; культуре еврейского штетла; культурным взаимосвязям между евреями Византии и Крыма; истории античных еврейских общин Северного Причерноморья, истории евреев и караимов Крыма  в  XX веке.

Вечерняя и праздничная программа включала лекции-концерты, посвященные еврейской музыке и идишистской культуре, и занятия по традиционным еврейским текстам.

Кульминацией Школы стали полевые занятия на памятниках, сохранивших разнообразные следы еврейской материальной и духовной культуры — Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, с которыми была связана лекционная программа. Студенты приняли участие  в  экскурсиях, проведенных археологами и эпиграфистами, и сами выступили  в  роли исследователей, расшифровывая надписи на средневековых кладбищах и применяя при этом полученные знания. Активное участие  в  обучении школьников работе на еврейских кладбищах приняли студенты московских, петербургских и киевских вузов, овладевшие навыками этих исследований  в  ходе полевых школ  в  предыдущие сезоны.

Подобные учебные семинары, совмещающие академические лекции и полевую практику, позволяют школьникам и студентам приобрести навыки работы по изучению и сохранению памятников еврейской культуры, способствуют укреплению у молодежи национального самосознания.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org