Исламский экстремизм, крайним выражением которого является терроризм под мусульманским лозунгом, оказывает в последнее время все возрастающее влияние на политическую жизнь мира. Относительно того, какие силы стоят за этим явлением и каковы его конечные цели, высказываются различные взгляды. Но вывод о его ориентации на исламские идейные постулаты опровергнуть трудно. Ведь влияние непосредственных руководителей и вдохновителей мусульманских радикалов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей истинного ислама и борцов за воплощение его идеалов в жизнь. Поэтому нельзя безоговорочно согласиться с утверждением, будто терроризм не имеет отношения к религии.
ИСЛАМ ПРОТИВ ИСЛАМА
На словах отделить ислам от терроризма нетрудно, но на деле все обстоит гораздо сложнее. Утверждающие, что ислам не имеет никакого отношения к современному международному терроризму, выдают желаемое за действительность.
Возникает принципиальный вопрос: действительно ли в исламе можно обнаружить оправдание терроризма? Ответ зависит от того, кто и в каких целях берется за толкование догматов веры. Дело в том, что на протяжении веков исламская политическая и правовая мысль накопила огромный набор внешне противоречивых идей и представлений, имеющих прямое отношение к современному терроризму: основы власти и права, взаимосвязи государства и индивида, статус иноверцев, допустимые методы политической борьбы.
Неоднозначный подход ислама к этим проблемам наглядно иллюстрирует его примечательную черту - плюрализм взглядов, что в особой степени характерно для сферы политики, поскольку основные предписания, призванные ее регулировать, были сформулированы на основе иджтихада (самостоятельное решение - араб.). Под иджтихадом исламская мысль понимает рациональный поиск решений по вопросам, точно не урегулированным в Коране и поучениях Пророка Мухаммада. К этому надо добавить, что немногочисленные имеющиеся в этих источниках правила ведения войны или отношения к иноверцам сложились в начальный период становления ислама, его острого соперничества с политическими и идейными противниками. Некоторые из них, вырванные из исторического контекста, в наши дни нередко используются для оправдания политического экстремизма.
Вместе с тем заметное место в идейном наследии ислама занимают начала, противоположные указанным правилам. Поэтому тезис о радикализме ислама должен быть дополнен указанием на присущие этой религии умеренность, терпимость и способность к позитивному взаимодействию с другими культурами.
Поэтому тезис «Ислам против терроризма» вполне допустимо перефразировать как «Ислам против ислама». И это не игра слов, а образное выражение сути проблемы. Ведь просто отмахнуться от исламской аргументации лидеров экстремизма, назвав их немусульманами, - значит сдать ислам террористам.
ТЕРРОР - УДАР ПО ЗАЩИЩАЕМЫМ ШАРИАТОМ ЦЕННОСТЯМ
В оправдание терроризма против немусульман исламские экстремисты обращаются к Корану, в котором, в частности, говорится: «Убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили... О Пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь беспощаден к ним» (9:5; 73 - здесь и далее Коран цитируется в переводе М.Н. Османова). Сторонники бескомпромиссной борьбы за утверждение ислама приводят также высказывание Пророка Мухаммада, которое якобы открывает путь к насилию над неверными: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад Его посланник, не станут совершать молитву и вносить закят (милостыню); если же они сделают это, то их жизнь и имущество окажутся под моей защитой, в противном случае с ними надлежит поступать по праву ислама, а суд над ними в руках Всевышнего Аллаха».
Современная мусульманская правовая мысль, сравнивая эти предписания с иными положениями Корана и поучениями Пророка, чтобы избежать противоречий между ними, толкует их в ином духе - как допущение вооруженного насилия над неверными лишь в случае агрессии с их стороны. В Коране также недвусмысленно говорится о предпочтении мира перед войной с неверными: «Если неверующие склонны к миру, то и ты, Мухаммад, склоняйся к миру» (8:61).
Ссылаются мусульманские юристы и на изречения Мухаммада, который говорил: «Для каждого мусульманина являются запретными кровь, честь и имущество другого мусульманина». На первый взгляд приведенные положения шариата свидетельствуют о защите жизни лишь мусульман. А как быть с неверными? Отвечая на этот вопрос, мусульманские правоведы ссылаются на изречения Пророка и его сподвижников, недвусмысленно закрепляющие гарантии права немусульман на жизнь. Так, халиф Али бин Талиб говорил: «Они согласились платить подушный налог с тем, чтобы их имущество было, как наше имущество, а их кровь, как наша кровь».
Придерживаясь этих ориентиров, современная мусульманская мысль приходит к выводу об однозначном осуждении шариатом терроризма. Еще более важно то, что из аналогичного принципа исходит правовая практика многих исламских стран. К примеру, Коллегия богословов в Саудовской Аравии еще в 1989 г . приняла решение о наказании за совершение терактов. В нем прямо говорится о терроре и приводится предусмотренная Кораном ответственность за разбой: «Воистину те, кто воюет против Аллаха и его посланника и творит на земле нечестие, будут убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или будут они изгнаны из страны» (5:93). Тем самым по аналогии было сформулировано, что наказанием за терроризм является смертная казнь. В документе подчеркивается, что террористы ставят под удар защищаемые шариатом ценности: религию, жизнь, достоинство и собственность.
Естественно, террористы настаивают на том, что они ни в коей мере не выступают против ислама, а, наоборот, сражаются за утверждение его идеалов. Именно поэтому свои действия они именуют джихадом.
ВЕДУТ ЛИ ТЕРРОРИСТЫ ДЖИХАД?
Понятие «джихад» по-разному трактуется исламской мыслью. В общем виде под ним подразумеваются усилия, нацеленные на претворение заповедей Аллаха разнообразными способами вплоть до отстаивания ислама вооруженным путем.
Традиционное мусульманское право сводило джихад к правилам подготовки и ведения боевых действий. Причем предполагалось, что в принципе война допустима только против немусульман. Поэтому широко распространенное определение джихада в качестве священной войны с неверными не должно удивлять.
Однако ведущие современные мусульманские правоведы понимают его значительно шире. Они подчеркивают, что это прежде всего призыв встать на путь Аллаха и последовательно претворять шариат в жизнь. Причем такой проповеднический джихад исключает любое насилие по отношению к немусульманам, о чем прямо говорится в Коране: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом» (16:125). Что же касается военных действий как одной из разновидностей джихада, то они, по мнению большинства мусульманских правоведов, допускаются лишь в качестве необходимого средства обороны, а не способа покончить с неверием.
Джихадом могут быть названы только те действия, которые нацелены на постижение воли Аллаха, утверждение исламских норм в жизни отдельных людей и всего общества, а также на защиту этих ценностей от посягательства извне.
Допустим, что террористы искренне воюют за ислам. Но и при таком предположении оказывается, что они являются первыми нарушителями шариата, который даже в ходе законной войны категорически запрещает убивать женщин и детей, а тем более стариков, священнослужителей и вообще всех невоеннообязанных.
По исламским нормам коллективную ответственность за акты террора должны нести все причастные к ним лица, а не только их непосредственные исполнители. Ведь согласно шариату джихад допустим лишь по приказу имама-правителя. Поэтому политические лидеры, непосредственные командиры и - прежде всего - верховный руководитель не могут снять с себя ответственность за творимое преступниками зло. Что же касается участи идеологов экстремистов-убийц, то она вытекает из высказывания Пророка Мухаммада: «Если кто-либо пошел на нарушение, получив не основанную на достоверном источнике фетву (разрешение), то его грех ложится на того, кто ему такую фетву дал». В Коране можно найти совет и тем, кто, преследуя собственную корысть, поощряет террористов: «Сотрудничайте в творении добра и благочестии и не сотрудничайте в грехе и несправедливости» (5:2).
НЕ ШАХИДЫ, А ГРЕШНИКИ
Исламские экстремисты убеждены в своем праве вершить насилие над всеми, кто не подчиняется воле Аллаха, в том числе и над мусульманами, не разделяющими их взгляды. Для обоснования такого права используется, в частности, известная концепция претворения предписанного и пресечения запрещенного. Этот принцип закреплен в ряде стихов Корана, к примеру: «И образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к предписанному и отвращать от запретного» (3:104). Порядок исполнения этой обязанности усматривают в следующих словах Пророка Мухаммада: «Если кто-нибудь из вас увидит нечто запрещенное шариатом, то пусть изменит его своей рукой, а если не сможет сделать этого рукой, то пусть остановит грех своим языком, а если и так не сможет, то хотя бы своим сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры».
Для обоснования своих действий террористы выбирают первую часть приведенного высказывания: предотвращение отклонений от шариата рукой, то есть насильственным путем. Причем речь идет о насилии не только по отношению к немусульманам или власти, не соблюдающей шариат, но и к единоверцам, якобы отошедшим от ислама.
Террористы надеются на милость Аллаха в будущей жизни. Идущие на самопожертвование рассчитывают стать шахидами. На земле они уже добились своего: их стали совершенно безосновательно так называть. Но у Аллаха их надеждам не суждено сбыться. Хотя бы потому, что шариат категорически запрещает самоубийство, следуя Корану: «И не убивайте самих себя; воистину Аллах милостив к вам» (4:29). Но, пожалуй, самое главное в том, что погибшего по причине собственного греха ислам ни при каких обстоятельствах не относит к шахидам.
КАК ПОНИМАТЬ ЕДИНОБОЖИЕ?
Среди исламских постулатов, используемых для оправдания терроризма, особое место занимает подчинение воле Аллаха абсолютно во всем. Однако на самом деле исламские экстремисты, наоборот, отходят от единобожия, произвольно манипулируя шариатом, рассматривая его как средство, а не как цель. Именно это имел в виду выдающийся мусульманский ученый Ибн Кайим аль-Джавзийя (1292-1350), когда писал: «Что касается фанатиков, то они любую проблему переворачивают с ног на голову; обращаясь к сунне (предание), они принимают из нее только то, что соответствует их высказываниям, и прибегают к уловкам, чтобы опровергнуть расходящееся с их мнением либо отбросить не подходящее им свидетельство».
За взятыми по своему выбору предписаниями шариата экстремисты не видят главного смысла этих правил и упускают ту цель, ради которой они были сформулированы. О чем конкретно идет речь? Прежде всего о том, что претворение шариата в земных делах предполагает не только и не столько жесткое и слепое следование когда-то установленным нормам, сколько осмысление и решение любых проблем мусульман в духе справедливого и разумного удовлетворения их интересов. Аль-Джавзийя подчеркивал рациональную природу шариата и не видел противоречия между истиной Аллаха и разумом, в частности он писал: «Шариат - олицетворение абсолютной справедливости, милосердия, заботы об интересах и наивысшей мудрости; если какое-нибудь решение... отклоняется от милосердия в противоположную сторону... то оно не принадлежит шариату».
Вопреки такому подходу ради слепого осуществления призывов ислама террористы идут на причинение ущерба мусульманам. Касаясь этого момента, Мухаммад ибн Абдель Ваххаб, основоположник ваххабизма (1705-1792), которого, понятно, нельзя упрекнуть в отходе от ортодоксии, говорил: «Некоторые религиозно настроенные люди пресекают запрещенное, и в этом они правы; но их ошибка заключается в том, что в своем рвении они доводят дело до розни между братьями».
Итак, ясно одно: прикрывающиеся исламом террористы - не ведущие джихад борцы за чистоту веры, а воюющие с женщинами и детьми убийцы, не защитники исламских ценностей, а посягающие на основные цели шариата грешники, а не герои.
Шариат должен не стоять на вооружении террористов, а быть обращен против них самих. От того, удастся ли решить такую задачу, зависит ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос.
Леонид Сюкияйнен - доктор юридических наук, профессор Государственного университета Высшей школы экономики
Печатается с сокращениями «Независимая газета», Россия
|