К числу поворотных событий в древнерусской истории, несомненно, относится принятие Киевской Русью христианства в 988 г . во время княжения Владимира Святославича. Крещению Руси предшествовали значительные события. Одно из них нашло отражение в знаменитом летописном сказании о «выборе веры», когда в 986 г . киевский князь, выслушав представителей ислама, христианства и иудаизма, должен был склониться в сторону одной из мировых религий. Однако выбор Владимира был заранее предопределен культурной и государственной ориентацией древнерусского государства на Византию.
Достоверно известно, что за обращение Киевской Руси в ислам перед киевским князем ратовали волжские болгары, христианство отстаивали немцы и греки. Несомненный интерес представляют посланники иудаизма. В «Повести временных лет» посольство описывается так: «Се слышавъше Жидове Козарьстии, придоша, рекуще: «слышахомъ, яко приходиша българе и хрьстияне, учаще тя къжьдо въръ своеи; хрьстияне бо върують, егоже мы распяхомъ, а мы въруемъ единому Богу Аврамову, Иакову, Ияковлю».
Приведенное летописное сообщение является единственным в дневнерусской литературе, говорящим об иудаизме хазар — господствующего населения некогда мощного кочевнического государства в Поволжье, Приазовье и Предкавказье — Хазарского каганата, просуществовавшего на протяжении VII–X вв.
Чрезвычайно важно то, что в 986 г . Хазарского каганата уже не существовало. Гибель Хазарии, как известно, связывается с усилением Древнерусского государства, и одной из причин ее исчезновения считается восточный поход в 965 г . отца Владимира — князя Святослава. В летописи это событие описано довольно кратко: «Иде Святославъ на Козары. Слышавъше же Козаре, изидоша противу с къняземь своимь Каганъмь, и съступишася ся бить, и бывъши брани, одолъ Святославъ Козаромъ, и градъ ихъ Белу Вежу възя. И Ясы побъди и Касогы». О гибели Хазарского каганата говорится и в географическом сочинении «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга картин земли») арабского географа Абу-л-Касима Ибн Хаукаля.
Судя по всему, в рассказе о еврейском посольстве к Владимиру речь идет о потомках и последних обитателях Хазарии, в конкретном случае — осевших в древнерусском государстве. Подобное утверждение основывается на обнаружении письма еврейско-хазарской общины Киева. Письмо датируется X веком.
В связи с вышеизложенным чрезвычайный интерес представляют упоминания в «Повести временных лет» «козар», под которыми понимаются иудейские общины, существовавшие в Киевской Руси. Эти события связаны с городом Тмутараканью — центром древнерусского княжества, расположенным на Таманском полуострове, на восточном берегу Керченского пролива.
Тмутаракань представляла собой крупную политическую единицу, центр обширных владений древнерусского государства в Северо-Западном Предкавказье. Под контролем княжества находились Кубань и Приазовье, а также Восточный Крым. Но, пожалуй, наиболее значительным был контроль города над Керченским проливом — важнейшим звеном торгового пути на Восток, «из грек в хазары». Начинаясь в Византии, путь проходил через Керченский пролив в Азовское море и далее шел по Дону, откуда через переволоку купцы попадали на Волгу, следуя дальше в Каспийское море.
Появлению древнерусского населения в этих областях предшествовала активность славян на протяжении IX — первой половины Х века на Черном, Азовском и Каспийском морях. Окончательное закрепление города за Древней Русью произошло после разгрома князем Святославом Хазарского каганата. Однако вряд ли древнерусский компонент составлял значительную часть населения в этнически разнородной Тмутаракани, по-прежнему игравшей роль крупнейшего торгового центра. Уничтожение Святославом хазарской администрации в проливе и первое появление древнерусских дружин на его берегах, видимо, внушали коренному населению уверенность в более надежной защите от кочевников.
Следует отметить, что население Таманского полуострова всегда было полиэтничным по своему составу, прежде всего в силу географического фактора. Крупный торговый город должен был отличаться известной демографической пестротой и, без сомнения, включал в свой состав разнообразный конгломерат этнических общностей, связанных с торговлей, — греков, арабов, русов, алан, армян, различных кочевнических народностей (печенеги, огузы, половцы). Однако значительную часть населения приморских торговых городов составляли евреи, именно их источники именуют «козарами». После разгрома Святославом каганата хазарские города утратили свое экономическое и политическое положение, и часть купечества перебралась из них в города Древней Руси. Тмутаракань не стала исключением. И надо отметить, что местоположение Тмутаракани как нельзя лучше отвечало потребности восстановления торговых связей Востока и Запада, проводником которых и выступало хазарское купечество.
История такова. Тмутаракань впервые упомянута в летописи в качестве подвластной киевскому князю территории под 988 г . в связи с распределением Владимиром Святославичем княжеских столов между своими сыновьями: «...и посади Ярослава в Новъгородъ, а Бориса в Ростовъ а Глеба в Муромъ, Святослава в Деревъхъ, Всеволода в Володимъръ, Мьстислава въ Тмутороканъ». Над городом и его ближайшей округой был установлен древнерусский протекторат, в городе, видимо, размещена дружина, а Мстислав Владимирович был поставлен в качестве наместника. Иными словами, город и его ближайшая округа включались в состав земель, вассальных Киеву, в сферу интересов которого начинает входить обширная территория вплоть до предгорий Кавказа.
Одной из первоочередных задач тмутараканского князя, видимо, было объединение под своей властью всего населения дельты Кубани и укрепление независимого положения Тмутараканского княжества. Данные задачи должны были найти поддержку и в княжеской дружине, и в городской общине, которая после установления в городе института древнерусского наместничества продолжала жить по прежним законам и обычаям, сохраненным новой властью. Значение самой Тмутаракани как крупнейшего торжища и порта, контролировавшего Прикубанье и Подонье, резко возросло; это княжество сыграло заметную роль в ранней истории Древнерусского государства. Городская община Тмутаракани прямо или косвенно становилась совладельцем дани, взимаемой древнерусскими князьями с подвластных адыгских племен. Значительную часть в общине составляли именно тмутараканские «хазары», в какой-то части состоящие из еврейских купцов, после принятия хазарскими правителями иудейской религии считавшихся хазарами.
В 1064 г . в Тмутаракани появился изгнанный из Новгорода князь Ростислав Владимирович со своей дружиной. Ростислав опирался на поддержку туземного населения, что позволило ему до самой смерти в 1066 г . стоять во главе княжества, фактически независимого от Древнерусского государства.
В 1079 г . тмутараканский князь Роман Святославич во главе своей дружины при поддержке половцев выступил против своего дяди Всеволода Ярославича в надежде возвратить себе свою «отчину» — Чернигов. Войско Романа дошло до Переяславского княжества, когда половцы, перекупленные Всеволодом, изменили ему и, по совету тмутараканских хазар, убили Романа и бросили в степи. Судя по всему, заговор в Тмутаракани назревал давно. Именно в это время «хазары» подняли мятеж, захватили в городе брата Романа — Олега Святославича и в качестве пленника выслали его в Византию. «А Ольга имъше Козаре, поточиша за море Цъсарюграду» — так описано это событие в летописи. Тмутараканью завладел Всеволод, посадивший в княжестве своего посадника Ратибора.
Напрашивается вывод, что иудейские хазары составляли влиятельную часть населения, если смогли захватить оставшегося в городе князя и незначительные верные ему силы. Выдача Олега Византии свидетельствует о ведущей роли империи в описываемых событиях. Византия могла опасаться за свои владения в Крыму в связи с усилением Тмутаракани. Хазары, проводившие политику Византии не в последнюю очередь благодаря налаженным торговым связям, так же желали избавиться от беспокойных князей, нарушавших мирные связи с Русью, в которых были заинтересованы купцы. Видимо, именно хазары контролировали торговлю княжества. Именно хазарские верхи города составляли античерниговскую партию, все усилия которой были направлены на сохранение внутри городской общины ее материальных ресурсов от торговли, а также дани, взимаемой тмутараканскими князьями, поступавшей от подвластных касожских племен. В этой ситуации городские верхи не могли мириться с зависимостью от Чернигова, с уходом на Русь значительной части городских доходов.
Однако уже в 1083 г . Олег, получивший поддержку Византии, где после очередного государственного переворота к власти пришел молодой и деятельный император Алексей Комнин, вернулся в Тмутаракань и перебил хазар, причастных к убийству Романа и умышлявших против него: «Приде Олегъ из Грькъ Тьмутороканю... и съде Тьмуторокани. И исъче Козары, иже бъжа съвътьници на убьиение брата его и на самого...» Данное сообщение является последним в летописи упоминанием иудеев — «хазар». Именно эта часть населения была физически уничтожена в Тмутаракани Олегом Святославичем.
В результате описанных событий в выигрыше осталась Византия, которая получила власть над Тмутараканью после того, как в 1094 г . Олег покинул город и в союзе с половцами вступил в борьбу за Черниговское княжество.
Виктор Чхаидзе — сотрудник Института археологии РАН «Еврейские новости»
|