«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
6/97
Март 2005
5765 Адар 2

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЕДЕ   И  ЕЕ ИЗРАИЛЬСКИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ

МАРК ЗАЙЧИК

На главную страницу Распечатать

Эти строчки посвящены еде, общественному питанию, как говорили когда-то на земле прежнего обитания, то есть в СССР. В Израиле еда не слишком похожа на российскую, хотя при известной фантазии можно провести сравнения.

В Израиле любят поесть. Израиль — страна, в которой сошлись самые разные подходы к потребляемой пище, может послужить ярким примером как многообразия, так  и  необычности вкусов. Все места общепита процветают, все переполнены, все люди энергично едят, питаются, надеются на будущее — местный народ (еврейский) всегда надеется на лучшее.

В тель-авивском ресторане, в самом центре малого города, статная дама «русского» происхождения готовит потрясающие блюда, которые регулярно придумывает сама на основе японо-филиппино-таиландского опыта своего поварского обучения. Здесь  и  свежий тунец в соевом соусе, японский суп на рыбной основе с белыми свежайшими ростками, здесь суши  и  семга. Выходишь из этого места не без известного кулинарного потрясения... но отмечаешь, что было безумно вкусно, безумно. Существует это не слишком дешевое место лет 6–7. Именно с этим временем связан расцвет так называемой ресторанной культуры в Израиле. По всей стране,  и  особенно в Тель-Авиве, наоткрывалось множество ресторанов  и  ресторанчиков различного кулинарного уровня, направления  и  прочих ингредиентов успеха. Хороших мест для ублажения желудка можно найти немало, но заметим все же, что это связано, прежде всего, с большими израильскими городами, как то Иерусалим, Хайфа  и , особенно, Тель-Авив. Можно найти здесь представителя любой кухни — от дешевой чистейшей забегаловки до роскошных французских ресторанов.

Есть несколько ресторанов, которые могут считаться каноническими представителями как для кухни особых стран, так  и  для гордых представителей посторонней для Израиля культуры, которая вживается в местную суровую действительность уверенно  и  вкрадчиво, смело  и  живо. В Тель-Авиве есть несколько отличных ( и  дешевых) мест, представляющих варианты узбекско-бухарской кухни, нежной  и  пряной, как кокандский шелк, если я правильно помню про эту ткань.

Здесь не имеется в виду только плов , но  и  самса, манты, супы  и , конечно же, мясо на огне. Мясо во всех его проявлениях, — как внешних, доступных нашему глазу, так  и  внутренних — замысловатых  и  изысканных. Зеленый чай, поданный после выпитой чистейшей водки хайфского производства «Голд», заставит вас вспомнить о горных лугах, о барашках, толпящихся у водопоя, о пастушках с дудочками  и  об их гибких матерях в легких национальных одеждах яркого цвета.

У яффских башенных часов всегда открыт (всегда — значит всегда) ресторан Шауля, гениального знатока мяса  и  вкуса, скромного выпивальщика  и  обаятельного человека. Его антрекот, извлеченная из печи часть говяжьей туши, истекающей жиром  и  соком, — лучшее мясное блюдо из всех, испробованных мною. А лицо Шауля, с улыбающимися глазами стареющего фавна, остается с вами как постоянная память о великом прошлом...

В небоскребе с зелеными окнами, который называется Домом Рубинштейна, на первом этаже находится «Рыбный рынок» — место, которым владеет русскоязычная девушка из Харькова, вышедшая замуж по любви за сына рыбака из Хайфы. Они вместе  и  придумали это место общепита с разложенными по прилавкам на льду рыбами сегодняшнего лова.

Интереса ради заметим, что «Рыбный рынок» открыт в самом конце прошлого, XX века...

Вы выбираете то, что нравится вам,  и  говорите помощнику повара, как вам все это приготовить,  и  вам готовят это споро  и  умеренно, потому что главное в рыбе — это не пережарить ее, не перепарить, не переварить. Немного зелени, лимон, перец, соль, чеснок, овощи —  и  все.  И  домашний хлеб с маслом.  И  бутылка австралийского вина.  И  все.

Есть ресторан у моря человека по имени Шай, полковника израильского десанта, который когда-то приехал в Израиль через Варшаву из советского Вильнюса. У Шая делают прекрасный чолнт, еврейское субботнее блюдо, которое отстаивается на огне часов 15–16. Девушка, которая закладывает ингредиенты чолнта (кости, жир, картофель, яйца, пшено, перец, лук, луковую шелуху для цвета, съедобный предмет под названием «кишке»  и  так далее) в большой котел в пятничный полдень, приехала в Израиль из Киева. Ее фамилия Зотова — она бывшая спортсменка, она гениальна во всех своих проявлениях — как внешних, так  и  душевных.

Для сведения интересующихся — чолнт в Израиле называют хамином (сефардский вариант этого блюда),  и  он очень популярен как в религиозных семьях, так  и  в нерелигиозных.

Стоит сказать, что в Иерусалиме около 30 лет присутствует заведение под названием «Сима», расположенное внизу, у основания столичного рынка Махане Йегуда. Там первыми в еврейской столице начали готовить стейки на огне, шашлыки, а также густой суп евреев из Курдистана под названием «суп из ноги». Куски осмоленной  и  вымоченной коровьей ноги варят всю ночь на мелком огне со специями, картофелем  и  прочим.

 И  у «Симы» тоже чудесно посидеть поутру под супчик с местным вариантом аджики. Я сам сиживал там.

Прекрасно помню, как с фронтов войны Судного дня, а точнее с Иорданского фронта, который так  и  не был открыт тогда, в 1973 году, грузовики привозили по ночам в «Симу» солдат,  и  те хлебали там супы  и  поглощали стейки в количествах, поражавших европейское воображение,  и  хозяин по имени Йоси все повторял пацанам: «На здоровье, ребята, на здоровье!», раздавая им хлебные лепешки с жареным мясом, которые здесь называются питы.

 И  его сын Гай еще не родился,  и  мой тоже еще не родился. Все еще было впереди у всех  и  у нас тоже.

«Взгляд на Израиль»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2005 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org