Вот уже который день в России говорят об антисемитизме. Говорят на государственном уровне. Антисемитизм уже был осужден обеими палатами российского федерального собрания. О нем говорят по телевидению. Проводят пресс-конференции правозащитники. Что же произошло?
Собственно, повод для тревоги известен — небольшая группа депутатов Государственной думы выступила с предложением запретить все еврейские организации страны. До сих пор неясно, кто действительно выступил в качестве подписантов этого обращения, инициированного депутатом и телеведущим Александром Круговым. Но резонанс безумному обращению был придан огромный. Казалось бы, что ж тут такого, власть и политическая элита гневно реагируют на приступ ксенофобии. Такая реакция ничего, кроме одобрения, вызвать не может. Согласен. Мне только непонятно -—почему именно на этот выпад?
Подобные инциденты в России случаются с пугающей регулярностью. Да, обращение депутатов Государственной думы — случай вопиющий. Но достаточно посмотреть по телеканалу «Московия» выпуск программы «Русский дом» с Александром Круговым, достаточно пройтись глазами по книжному киоску в стенах самой Госдумы, достаточно прочитать пару страниц из «патриотической» прессы, чтобы понять — с антисемитизмом в России все в порядке. И никто не устраивал раньше по этому поводу дискуссий в эфире популярного телеканала. А тут вдруг возникло жгучее желание разобраться. И вот уже в студию к ведущему программы НТВ «К барьеру!» Владимиру Соловьеву, тоже, между прочим, еврею по происхождению, приходят записной российский антисемит генерал в отставке Альберт Макашов и летчик-космонавт генерал Алексей Леонов. Генерал-космонавт, разумеется, выступает от имени честных, я бы даже проще сказал — нормальных — людей всей России. Генерал-экстремист с нездоровым огоньком в выпученных глазах повторяет знакомые каждому из нас со школьных лет бредни. Ведущий на стороне космонавта — еще бы! Эксперты тоже. Алексей Леонов вообще славный человек, легенда, первый землянин, побывавший в открытом космосе. А Макашов? Прославился тем, что повел людей на штурм телецентра — какой уж там открытый космос!
Макашов и выигрывает судя по телефонному голосованию телезрителей. Вот что любопытно. Именно после этого я стал как-то сомневаться в спонтанности происходящего. Ведь все дело в том, что программа «К барьеру!» — программа записываемая и курируемая. Курируемая — в том смысле, что темы согласуются в президентской администрации: покровителем Соловьева журналистская молва называет всесильного заместителя главы этого органа Владислава Суркова. Записываемая — в том смысле, что идет не в прямом эфире. Правда, существует красивая легенда, что звонки идут как раз тогда, когда программа выходит в записи. Не буду ее развенчивать, но журналистский мир слишком маленький, и даже мне, человеку далекому от НТВ, несколько раз удавалось узнать «счет» за день до выхода очередной программы «К барьеру!» в эфир. Уже после трансляции удалось узнать, что на Дальнем Востоке и Урале Макашов Леонову проиграл. А в Сибири и в центре страны выиграл. И это политически объяснимо.
Центр страны — это главная площадка НТВ, именно на ней и нужно было продемонстрировать опасность антисемитизма и усиление ксенофобии в обществе. На Дальнем Востоке, например, и так устойчиво голосуют за ЛДПР и коммунистов, там лишний шанс Макашову давать никто не хочет. Пугаем — в Москве: собственное либеральное население, зарубежных журналистов, дипломатов, в общем, всех, кто верит, что видел настоящее голосование. Когда они достаточно напуганы — Бог мой, большинство россиян, оказывается, за Макашова, за этого пещерного путчиста! — является власть. Вся в белом. И осуждает. А президент Путин, который сказал в Освенциме, что ему стыдно за проявления антисемитизма, просто выглядит де Голлем, отчаянно сопротивляющимся нарастающей ксенофобии. Занавес. Аплодисменты. Проект удался.
Все вышесказанное отнюдь не означает, что антисемитизма в России нет. Куда бы ему, родному, деваться? Но только не он — главная опасность, даже с точки зрения ксенофобии. Любой начинающий шовинист и неонацист объяснит вам, что, «во-первых», он не любит кавказцев, а уж «во-вторых»... В данном случае от перемены мест слагаемых сумма меняется: потому что разыгрывание знакомой и пугающей антисемитской карты позволяет отвлечь общество от подлинной опасности межнациональной розни, порожденной кавказской войной.
«Вести-2», Израиль
|