Валерий Энгель — исполнительный директор Всемирного конгресса русскоязычного еврейства
— Основные цели ВКРЕ — содействие интеграции евреев — выходцев из бывшего СССР — в общины стран их нынешнего проживания, поддержка еврейского образования, борьба с антисемитизмом. Цели — благие, но не новые. В чем же уникальность ВКРЕ?
— ВКРЕ впервые объединил русскоязычных евреев всего мира. На момент учреждения в Конгресс входили еврейские общины из 22 стран — СНГ, Балтии, Израиля, США, Германии, Австрии, Канады, Великобритании и Австралии. Сегодня к ВКРЕ присоединилась Чехия. Еще порядка десяти стран заинтересованы во вступлении в ВКРЕ. Цели действительно вечные. Но никогда еще они не ставились перед объединенным русскоязычным еврейством, которое само по себе — явление уникальное, отличающееся от других субэтнических еврейских общин.
Русское еврейство отличается и своими проблемами, помочь в решении которых мы собираемся.
— Что вы называете специфическими проблемами «русских» евреев?
— В результате правления коммунистов на территории бывшего СССР осталось всего 6% религиозного населения — независимо от конфессии, будь то православные, мусульмане, протестанты... Евреи же — это один из немногих этносов, идентифицированных с религией. Другая сторона проблемы — ассимиляция. Если бы не государственный антисемитизм в СССР — евреи бы полностью растворились в общей массе советского народа.
В результате люди понимают, что они евреи по национальности, им это с детства внушали, а теперь они по-прежнему очень далеки от еврейства и им очень трудно интегрироваться в еврейскую общину по месту жительства. Возьмем Соединенные Штаты. Брайтон Бич — абсолютно русский островок, где живут в основном евреи. Надписи в магазинах по-русски, все между собой говорят по-русски, варятся в одном котле — как тут интегрироваться в местную, широкую и разнообразную еврейскую жизнь? Как ни странно, похожая картина в Израиле. В Хайфе вы можете увидеть целые кварталы, населенные теми, кто испытывает некое отторжение израильского общества. По разным подсчетам, в Германии живет 120–170 тысяч евреев, 90% из них — выходцы из бывшего СССР. И вот это большинство чувствует себя абсолютно не отождествленным с немецкой общностью, с немецкими еврейскими общинами. Мы встречались с представителями общины Аугсбурга — там налицо серьезный конфликт между «старым» и «новым» еврейством. И это проблема ментального, культурного порядка.
— В Германии традиционно в основе деятельности еврейских общин лежит момент религиозный. Приезжающие из бывшего СССР от религии далеки. Можно ли говорить о преодолении этого противоречия, зачастую и являющегося причиной конфликта внутри общин?
— Вы правы, в Германии жизнь еврейских общин формируется вокруг синагоги, раввина. Но нельзя заставить человека быть верующим! Можно объяснить, рассказать — что такое еврейские праздники, что такое иудаизм, в чем его философская суть. Через информацию осознать себя как элемент общности. Это трудный путь. Но я прошел его и могу сказать, что, не будучи ортодоксальным иудеем, считаю себя человеком верующим.
Наша задача — обеспечить плавное вхождение еврея в еврейскую жизнь. И главное средство для этого в нашем случае — русский язык.
— Русский язык — как рабочий инструмент и как культурная основа, на которой базируется сам ВКРЕ?
— Как главный объединяющий момент. Проблема русского еврейства состоит в том, что насильственно была нарушена связь трех составляющих еврейства: рождения от еврейских родителей, принадлежности к еврейской культуре и религии. Еврей знает, что он еврей, но говорит по-русски. И выучив немецкий язык, он не станет немцем, еще и потому что ему не дадут немцем стать. Оказавшись в эмиграции, он ощущает себя непонятно кем. Внутренний конфликт порождает внешний. Для преодоления его и необходимо просвещение, а значит, содействие развитию русскоязычной еврейской культуры для людей, ментальность которых формировалась культурой русской. Два основных момента современного русскоязычного еврейства — общий язык и национальная принадлежность.
— Такая формулировка понятия еврейства звучит впервые в послевоенной Европе... Давно сложился стереотип: «Ты русский? — Нет, я еврей. — Значит, ты иудей? — Нет...»
— На вопрос «кто ты?» в Соединенных Штатах вы услышите ответ «я американец иудейского вероисповедания». Так же, кстати, ответили на этот вопрос французские евреи Наполеону I в 1807 году — назвали себя французами иудейского вероисповедания и таким образом получили все права. Но еврей — это нация, идентифицированная с религией. И вопрос в том, чтобы это понимали нынешние эмигранты и их дети.
— Дети, которые быстрее родителей овладевают немецким языком и интегрируются в немецкое общество?..
— Дело в том, куда именно они интегрируются. Станут они немцами или евреями? В Америке дети тех, кто приехал туда в начале ХХ века, вообще не говорят по-русски и не помнят, откуда они родом. Но в субботу они — в синагоге. Важно не то, что дети выучат немецкий или забудут русский. Важно, чтобы они не забыли, что они — евреи.
— Но во многих городах, где общины состоят практически только из русскоязычных, нет еврейских школ, детских садов...
— Уникальность Германии в том, что здесь еврейские общины пользуются весомой государственной поддержкой — этого нет ни в России, ни в Америке. И если где-то еще нет еврейских школ, значит, что-то не в порядке в самой еврейской общине. В помощи общинам — назначение вновь созданного Европейского бюро ВКРЕ. На первых порах Конгресс гарантирует поддержку, но будущее русскоязычного еврейства в Германии — целиком в его руках.
— Штаб-квартира ВКРЕ находится в Иерусалиме, филиалы — в Москве, Нью-Йорке, Берлине. Почему наш город выбран местом создания Европейского бюро?
— Во-первых, это меняет отношение еврейства к тем, кто уехал в Германию. Во-вторых, является признанием того, что самая крупная русскоязычная еврейская община Европы — германская. И еще один важный аспект — Европейское бюро ВКРЕ ставит своей задачей лоббирование интересов Израиля на уровне Совета Европы. Не секрет, что в Европе и, в частности, в Германии в отношении Израиля существует двойной стандарт...
Очень важно донести до европейского общественного мнения то, что стабильное положение в Израиле — залог безопасности каждого еврея в мире. С другой стороны, мы должны уяснить, что происходящее в Израиле и развитие терроризма во всем мире — звенья одной цепи. Полевой командир Хаттаб — иорданец по происхождению — воевал в Иудее, потом в Афганистане, потом в Чечне... Одни и те же люди воюют на одни и те же деньги. Необходимо довести это до сведения европейских политиков, которые до сих пор полагают, что события 11 сентября — это террор, а в России и Израиле — национально-освободительная борьба.
ВКРЕ планирует проведение ряда политических акций в этом направлении. В ближайшем будущем, например, проведение в Германии фотовыставки, посвященной жертвам терроризма в Израиле.
— Какую роль будет играть «единое еврейское информационное пространство», создание которого — одна из задач ВКРЕ?
— Изысканы средства для создания международного информационно-аналитического агентства online с новостной лентой, репортажами и статьями специалистов. Работа его поможет и русскоязычным СМИ, которые, как правило, не имеют возможности создавать широкую корреспондентскую сеть за рубежом.
А перевод эксклюзивной информации на английский и, возможно, на немецкий языки даст европейским журналистам и политикам доступ к объективной картине мира — политическим, экономическим аспектам жизни евреев во всем мире и ситуации в Израиле.
Интервью Лены Мютцер «Русская Германия»
|