Какие вы видите пути для замедления темпов ассимиляции еврейской молодежи?
Данная тема стара как еврейский народ, но никогда она не звучала более остро, чем в последние годы, - ассимиляция еврейской молодежи. Замедление опасного процесса, сводящего на нет все усилия по возрождению еврейской общины, - возможно ли оно, и если да, то в чем путь к спасению?
Следующее поколение будет жить при... А будет ли вообще следующее поколение? Еврейское...
Прошу вас прекратить печатать статьи пропагандирующие ассимиляцию.
Если среди вас есть хоть один нормальный еврей, он не может не задаться вопросом, а что дальше?
Что будет, если наша молодежь возьмет себе на вооружение идеи господ Левитаса и Стругацкого? При зрелом размышлении видно, что будут одни проблемы. Либо евреи просто исчезнут, либо приехав с неевреями супругами в Эрец-Исраэль, они будут порождать идеологические распри с нормальными (неогоившимися евреями).
Единомышленники Левитаса и Стругацкого действительно никуда не денутся, но средний человек (особенно, в сфере идеологии) пассивен, и лучше чтобы он видел перед собой правильный пример. В конце-концов тут же можно поместить на началах дискуссионного клуба и ответ (не обязательно мой).
Ассимиляция - действительно один из выборов, но пусть она пропагандируется в интернациональной прессе, а не под флагом возрождения еврейства, в еврейской газете.
Идеи тех господ, которых я упоминал, понятны - они хотят вылизыванием дать себе дожить спокойно, но это не значит, что из-за их спокойствия наше будущее надо подвергать угрозе.
Ассимиляция... Одно лишь слово - и буря отрицательных эмоций. Как с ней бороться?
Нужна ли замкнутость в общении (общаться лишь с евреями), жениться (выходить замуж) только на еврейке (за еврея)?
Тем, кто уже настроен так, а не иначе, следует обратиться к Торе. Давайте и мы заглянем к Исайе!
"И Он сказал: мало того: что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли" (Ис., 49:6)
Обратите внимание: сказано "светом народов", а не одного лишь народа нашего.
Так одобряет ли Господь замкнутость?
И вот первое, что нужно нам всем, - это читать Тору, Библию, второе - еврейскую историю. Тогда не будем бояться слова "еврей". А, значит, не будет и ассимиляции! (И разве нееврейские супруги, которых тоже нужно ознакомить со всем этим, будут против, чтобы евреи оставались евреями?)
Я вижу только один путь прекращения ассимиляции - приобщение к Торе и заповедям. Да, это чисто религиозный путь. Но ведь и ассимиляция появилась только тогда, когда евреи стали отходить от Торы. Сегодня мы в состоянии предложить молодым людям то, чего они были лишены в детстве, - еврейское просвещение. Существует ешива, учащиеся которой не обязательно станут профессиональными шойхетами или сойферами. Но евреями они останутся и будут приобщать к еврейству забывших о том, кто они и к какому племени принадлежат.
Я ответственно заявляю - есть один- единственный путь замедления ассимиляции. Единственный путь, который работает на протяжении всей нашей истории во всех странах диаспоры. И путь этот - еврейское образование. Дети, окончившие еврейские школы, никогда не подвергнутся такой ассимиляции, как поколение, которое ничего не знает о своем еврействе. Пока в Америке не заработала система еврейских школ, даже в самых традиционных семьях шла ассимиляция.
За 70 лет "вавилонского плена" советская власть хорошо поработала. Теперь должны работать мы. Б-г обещал вечное существование еврейскому народу. Если мы хотим быть частью этой вечности, надо оставаться евреями. А для этого еврейские дети должны ходить в еврейские школы - не в клубы и даже не в синагогу, а именно в школы.
Ассимиляция - результат стереотипных представлений о том, что связано с еврейской традицией.
Люди просто не знают, от чего отказываются, представляя себе иудаизм как набор устаревших догм и ритуалов. На самом деле это не так, и задача "Эш аТора" - познакомить с нашей традицией как с современной, важной и полезной для людей системой миропонимания.
Еще один инструмент в борьбе с ассимиляцией - налаживание полноценной еврейской общинной жизни в Украине. Самореализация в условиях своей общины - вот что может удержать людей и от эмиграции в незнакомую среду, и от растворения в нееврейском окружении.
Я считаю, что необходимо продолжать делать все то, что уже делается: увеличивать количество детских садов, школ, всевозможных молодежных центров, разнообразных культурных программ, активно привлекать молодежь к общинной жизни. Если дети с раннего детства будут узнавать о своих исторических корнях, о еврейской традиции, и с каждым годом эти знания будут множиться, ассимиляция замедлиться.
У нас в Кременчуге работают детский сад, школа-восьмилетка, молодежный центр, на заседаниях которого проводятся беседы о еврейском наследии, о современном Израиле, о Великой Отечественной войне и др. У нас достаточно много семей, где один из родителей - другой национальности, и дети от таких браков принимают активное участие в жизни общины, Мы все собираемся на шаббаты - и взрослые, и молодежь - и всем одинаково интересно.
Существует ассимиляция физическая и духовная. Духовный ассимилянт - еврей, живущий в еврейской семье, но ничего не желающий знать об иудаизме. Борьба с такой ассимиляцией требует индивидуального подхода к человеку, поиска корней, которые связывают его с прошлым и будущим своего народа. Различные образовательные программы в какой-то мере решают эту задачу.
Физическая ассимиляция - результат смешанных браков. Иудаизм на протяжении многих веков сталкивался с этой проблемой. Еще Эзра, выведший народ из вавилонского плена, запретил евреям жениться на нееврейках. Да и сегодня ни одна страна мира не может противостоять ассимиляции.
Прогрессивный иудаизм стал той спасительной сетью, которая позволила евреям вернуться. Причем еврей, состоящий в смешанном браке, приходит в иудаизм всей семьей. Прогрессивный иудаизм открыл двери и для нееврейского партнера, и для нееврейских детей, чтобы они могли интеллектуально приобщаться к еврейским духовным ценностям.
Когда акцент переносится с формального соблюдения традиции на внутреннее ее осмысление, ассимиляцию можно приостановить.
На протяжении многих лет мы сталкиваемся с двумя видами ассимиляции - культурной и демографической. На сегодняшний день проблема культурной ассимиляции во многом снята. Евреи могут свободно приобщаться к своей культуре и традиции. Более того, им это постоянно и активно предлагается. По данным социологических опросов, только 13% еврейского населения Украины не принимает участия ни в каких еврейских мероприятиях. Такого уровня охвата нет ни в одной западной общине. Иначе говоря, налицо факт культурной реассимиляции.
В Украине сегодня 30 тысяч еврейских детей. Из них треть охвачена той или иной формой еврейского просвещения. Это опять же выше, чем во Франции или США. Как привлечь остальных? Еврейские родители всегда хотели от своих детей максимальной реализации. Они мучили ребенка скрипкой, шахматами или математикой. В итоге часто вырастал профессионал. Еврейские школы, к сожалению, не удовлетворяют потребности таких способных детей. Поэтому родители отдают их в лицеи, а не в национальные школы. Вопрос, таким образом, состоит в дифференциации еврейского образования. Школы ОРТ частично решают эти проблемы, привлекая детей со способностями к техническим наукам. В то же время, совершенно не закрыта ниша гуманитарного образования.
Что касается демографического аспекта, то есть смешанных браков, то противостоять этому - все равно, что бороться с природными явлениями.
Раньше демографическую ассимиляцию сдерживали религиозные традиции и компактное проживание. Сегодня традиция большинством населения утрачена, а дисперсное расселение евреев просто не позволяет найти партнера для брака. С другой стороны, в наших условиях смешанные браки - фактор расширения еврейской общины. Ведь часто смешанная семья - либо потенциальные эмигранты, либо клиенты тех или иных общинных институтов.
Ассимиляция - естественная проблема для всех стран диаспоры. И, должен отметить, что в крупнейшей общине - американской - она стоит еще более остро, чем у нас.
Главный удар по ассимиляции мы видим в еврейском образовании. Собственно, с открытия первой еврейской школы в 1990 году и начался духовный ренессанс. В Киеве сегодня пять (!) еврейских школ. Уверен, что дети, окончившие одну из таких школ, не уйдут от своего народа. Но для начала родители должны их привести.
И приводят. Посмотрите, сколько детей и молодежи в нашей синагоге, особенно по субботам. Сколько клубов и центров работает для молодежи при еврейских организациях.
Разумеется, идет общее старение общины, и это очень печально.
Но я не вижу реальных шансов для изменения этой ситуации к лучшему.
Главная задача Еврейского агентства - репатриация. И поначалу на эти цели уходили все финансовые и человеческие ресурсы. Но сегодня, когда система налажена и стабильно работает, "Сохнут" инициировал новую программу "Зеут Йегудит" - программу "еврейского самосознания". По сути дела это "еврейский ликбез", предназначенный как для будущих репатриантов, так и для тех, кто остается в Украине. Программа приобщает к глобальным еврейским ценностям - языку, культуре, древним традициям. Мы открываем людям еврейский мир во всей его полноте и надеемся, что где бы они ни жили, они всегда останутся евреями.
Очень многие молодые люди уходят от еврейства под влиянием родителей. Там, где родители привлекают детей к еврейству, там этот вопрос не так остро стоит. Все, в общем-то варятся в этом котле через родителей. Мой сын пришел в еврейскую общину в возрасте 14 лет, а сейчас ему - 19, и он сейчас активно участвует еврейской жизни, да и его все приятели тоже. Мне кажется, если родители будут правильно себя вести, ассимиляция может значительно уменьшиться.
Большое значение для замедления ассимиляции также имеет работа воскресных школ и молодежных клубов. Через эти структуры молодежь больше узнает о своих исторических корнях. Нужно расширять кругозор детей и подростков, чтобы они четко представляли, откуда они произошли, однако в этом вопросе нужно соблюдать четкую грань, с тем, чтобы не было перекоса в сторону национализма, однако так, чтобы они чувствовали себя достойно, что они не какие-то изгои, а представители нации, которая существует уже более 5 тысяч лет. И это для детей, в общем-то, очень существенно. Они резко меняются, и сейчас с гордостью говорят о своей национальности.
Кроме всего прочего, должны быть горизонтальные связи между еврейской молодежью из разных стран. Мы пытаемся в настоящее время наладить взаимоотношения с Чикагской общиной. Среди людей среднего поколения какие-то связи уже существуют, а чтобы молодежь наладила отношения, община должна решать материальные вопросы - нужны компьютеры, выход в Интернет.
Я не вижу никаких путей для замедления ассимиляции еврейской молодежи - это все равно что запретить солнечное затмение или радугу. Нужно смириться и не рассматривать это как трагедию. Разве можно запретить еврею полюбить нееврейку? Где в мире это могут остановить?
Мой сын женат на нееврейке, и, поверьте, я абсолютно ничего не имею против. Главное, чтобы они были счастливы.
Не думаю, что еврей, женившись на православной, уходит от еврейства.
Давайте подумаем, что сегодня молодежь связывает с еврейством. Раньше это было посещение синагоги.
Сейчас просто выгодно быть евреем - помощь идет, клубы есть, развлечений хватает - это то, чего зачастую лишена нееврейская молодежь.
Ассимиляция начинается с "головы". О каком противодействии может идти речь, когда у большинства еврейских функционеров нееврейские жены, и, следовательно, нееврейские дети. Ассимиляция - это потеря связи со своим народом. Воспитываясь в нееврейском семейном окружении, ребенок вряд ли почувствует себя евреем.
Слава Б-гу , сегодня активно работают студенческие и молодежные еврейские организации, клуб "Гилель", еврейские школы. Слава Б-гу , еще рождаются еврейские дети. За ними - будущее общины.
Вспомним Хануку. Парадоксально, но инициаторами антисемитских законов Антиоха являлись евреи-эллинисты. Приверженцы "передовой" греческой культуры и противники отсталой еврейской традиции. Ассимиляторы до сих пор очень любят порассуждать об общечеловеческих ценностях, которые есть у народов, окружающих нас, евреев. Забывая при этом, что корни таких понятий, как верность, порядочность, честность, скромность, лежат в Торе. В свое время греки обвиняли евреев в... наличии дверей. "Цивилизаторы" считали интимную близость таким же естественным процессом, как и прием пищи.
Единственным способом борьбы с современной ассимиляцией является проверенный тысячелетиями рецепт. Изучение еврейских традиций неизбежно приводит самого ассимилированного еврея к выводу: у нас есть всё, чем гордятся окружающие народы, и, разумеется, свое, еврейское.
Все должно проистекать естественным путем. Надо, конечно, прививать еврейскую культуру и традиции, не забывая при этом, что еврейская диаспора очень интегрирована в общество страны проживания. Любой путь предотвращения ассимиляции должен быть связан с гуманитарными программами - развитием культуры, традиции, изучением языка и пр.
|