Главная ЕВРЕЙСКАЯ ДИЕТОЛОГИЯ
Еврейская диетология - Cтраница 92 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.01.12 05:32
Оглавление
Еврейская диетология
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Все страницы


Конечно, услуги машгиаха, присланного солидной, уважаемой фирмой (например, компанией рава Ландо) будут стоить заметно дороже, чем услуги машгиаха от раввината, - ведь первый проводит на одном месте полный рабочий день, получая ту же оплату, что и машгиах от раввината за десять мест работы. Но при пересчете на единицу продукции эта разница оказывается, как правило, крайне невелика - порядка 0,5-2 % от себестоимости.

Еще более четко разница в системах контроля за кашрутом видна на скотобойнях и фабриках по забою птицы. Чтобы заработать более-менее приличные деньги, резник на птицефабрике должен осуществлять «шхиту» кур со скоростью 15-25 птиц в минуту. Так как на фабрике обычно работают множество резников и всего несколько машгиахов-инспекторов от раввината, то проверка кур на кошерность проводится выборочно - в лучшем случае самым беглым образом на кошерность проверяется 1 из 10 куриц, а обычно - 1 из 15-20. В том случае если она оказывается кошерной, то и все остальные куры до следующей проверки тоже признаются кошерными. И лишь если машгиах (в данном случае он зовется «бодэк» - «проверяющий») вдруг обнаруживает, что курица оказалась «трефной», то он начинает осматривать следующую курицу, затем еще одну - и только в случае, если вдруг выяснится, что все три курицы подряд оказались «трефными», он начинает бить тревогу и объявляет некошерной всю партию.

Машгиах от БаДаЦа более-менее тщательно осматривает каждую курицу, и каждая курица получает от него свое удостоверение о кошерности. Понятно, что если курица с «гэкшером» раввината будет стоить 12-14 шекелей (3-3,5 доллара) за килограмм, то курица с «гэкшером» БаДаЦа - 17-19 шекелей (4,2-4,8 доллара). При самом же тщательном осмотре цена курицы может дойти до 25 шекелей (6,2 доллара) за килограмм. Нужно сказать, что доля «трефной» курятины по отношению к кошерной оказывается достаточно велика - машгиахи от раввината сегодня отбраковывают примерно 4 %, а БаДаЦа - 24 % свежезабитой курятины. Любопытно, что в 70-х годах ХХ века эти цифры составляли соответственно 0,5 и 4 %, то есть в прошлом здоровых кур было куда больше, чем сегодня.

Приблизительно так же происходит и процесс удостоверения кошерности говядины и других видов мяса - и с той же разницей в ценах на продукцию различной степени кошерности. Правда, в случае забоя скота даже при самом низком уровне кашрута осматривается каждая туша, но вот сама тщательность этого осмотра может быть разная.

Остается заметить, что время от времени и в Израиле, и в США вспыхивают скандалы, связанные с продажей «трефного» мяса, а иногда и самой настоящей падали, с подделанным «гэкшером». Но именно поэтому евреи во все времена старались покупать мясо и птицу у одного и того же мясника, которому они доверяли, и именно так большинство религиозных евреев поступает и в наши дни.

Вместо заключения Кашрут шагает по планете

Русский пряник - это кошерно!

В 1994 году один мой знакомый бизнесмен решил импортировать из России в Израиль концентрат хлебного кваса. В Израиле этот концентрат должен был, соответственно, пройти процесс превращения в полноценный квас, разлит по бутылкам и поступить в продажу во все супермаркеты страны. Причем, затевая этот бизнес, мой знакомый рассчитывал на то, что квас станут покупать не только хорошо знакомые с этим напитком выходцы из бывшего СССР, но и совершенно незнакомые с этим замечательным напитком коренные израильтяне. Расчет этот в итоге оправдался: русский хлебный квас и в самом деле приобрел огромную популярность в Израиле, но произошло это уже после того, как приятель продал свое предприятие, оказавшись на грани банкротства. А в те дни, когда квасу еще только предстояло появиться в Израиле, неминуемо встал вопрос о том, как сделать его кошерным, - ведь без удостоверения о кошерности придется распроститься с надеждой продавать новый товар через крупные торговые сети. Точнее, вопрос как таковой носил чисто организационный характер: так как при производстве квасного концентрата используются исключительно продукты, признаваемые иудаизмом пригодными в пищу, то значит, и сам квас по своей рецептуре является кошерным продуктом. Следовательно, оставалось лишь пригласить на завод раввина, который пронаблюдал бы за технологическим циклом от начала до конца, убедился бы, что никаких некошерных ингредиентов при производстве кваса использовано не было, что ни один рабочий не вылил по ошибке в цистерну с концентратом ведро молока, - и подписал бы удостоверение о кошерности.

Бизнесмен без особого труда уговорил проделать эту работу одного из московских раввинов, а затем долго объяснял директору предприятия, что такое кашрут, для чего он нужен, в чем заключаются функции раввина и т. д. В заключение беседы он попросил на следующее утро никаких работ по производству квасного концентрата до приезда раввина не начинать. И директор завода - добродушный, похожий на былинного Илью Муромца мужик, пряча улыбку в бороду, сказал, что он все понял и сделает именно так, как его просит новый клиент.

Рано утром израильтянин снова позвонил на завод, чтобы сообщить, что раввин уже находится в дороге, и напомнил о своей просьбе без него производственный цикл не начинать.

- Да зачем нам ваш рабин? - пробасил в трубку директор. - Наш батюшка уже все освятил!..

Как вскоре выяснилось, за день до того, слушая израильского гостя, директор хлебозавода улыбался не просто так. Будучи обычным советским человеком, он понял, что кашрут каким-то образом связан с еврейской религией, но решил, что речь идет о неком сугубо ритуальном действии.

«Он, бедолага, думает, что мы тут все сплошь атеисты, нам до Бога дела нет, а того, что мы уже давно батюшку к освящению и хлеба, и всей другой продукции привлекли, и не ведает. Вот ему будет сюрприз, когда он узнает, что мы уже все сделали прежде, чем его рабин до нас

доберется. Главное ведь освятить, а кто и как освящает, неважно: Бог, по сути, у всех один!» - так или приблизительно так думал директор завода, на котором выпускали концентрат хлебного кваса.

И потому он даже обиделся, когда выяснилось, что израильский бизнесмен не только не был доволен тем, что священник сделал за раввина всю работу и теперь ему не придется этому раввину платить, но и настоял, чтобы производство было остановлено и раввин мог бы наблюдать за ним с самого начала технологического цикла.

Думается, в сегодняшней России эта история была бы уже невозможна.

Уже давно при Главном раввинате России действует целый Департамент кашрута, осуществляющий проверку и наблюдение за производством различных пищевых товаров и выдающий им сертификаты кошерности. Число российских предприятий, на которых производится сегодня продукция с маркировкой «кошер», непрерывно растет, так как их владельцы поняли, что, в принципе, вмешательство раввинов-наблюдателей в производственный процесс обычно минимально и явно способствует повышению качества продукции и уровню соблюдения гигиены в цехах; услуги их относительно дешевы и практически не сказываются на себестоимости продукта. Зато слово «кошер» на этикетке распахивает перед ними двери не только израильского, но и американского и европейского рынка, а также рынков десятков мусульманских стран. Да и в самой России продукция с этой маркировкой пользуется все большим спросом, так как считается, что отработанный за тысячелетия механизм контроля за тем, чтобы продукция была кошерной, гарантирует одновременно и ее высокое качество, и соответствие самым высоким гигиеническим стандартам, и экологическую чистоту. Последнее, кстати, не совсем верно, хотя рациональное зерно в этом суждении есть: ни один раввин не пропустит в производство какое-либо сельскохозяйственное сырье, которое опрыскивалось сомнительными химикатами или в котором есть черви, жучки или какие-либо другие вредные насекомые.

Так что сегодня раввин, следящий за дойкой коров на ферме, прохаживающийся по цеху молочного комбината, кондитерской фабрики или пивзавода, неотрывно наблюдающий за каждым действием его работников - явление в России в общем-то привычное. А значок «кошер» можно увидеть на твороге, ряженке, сливочном и шоколадном масле и многих других продуктах Коломномолпрома, конфетах и шоколаде фабрики «Волшебница», на пиве «Очаково» и «Балтика» и многих других российских товарах.

Мясные кошерные продукты производятся в России пока исключительно на еврейских мясокомбинатах, действующих при различных ешивах, колелях[51] и еврейских общинных центрах, и ассортимент производимой ими продукции достаточно широк.

В Украине роль Департамента кашрута выполняет Всеукраинский комитет по Кашруту, и список кошерных товаров, производимых в этой стране, насчитывает сотни и сотни (если уже не тысячи) позиций, - это и молочные и мясные товары, и всевозможные консервы, и мучные изделия, и кукурузные хлопья. В последнее время за получением сертификата кошерности на свою продукцию и в свои местные раввинаты, и в раввинаты России и США начали активно обращаться предприниматели Белоруссии, Молдавии, Азербайджана и других бывших республик СССР.

Что касается стран Прибалтики, то они добились получения сертификата кошерности на свои рыбные консервы и ряд фирменных местных продуктов еще в начале 90-х годов - и с тех пор, к примеру, рижские шпроты и рижский бальзам заняли свое место на полках многих израильских супермаркетов.