Главная ЕВРЕЙСКАЯ ДИЕТОЛОГИЯ
Еврейская диетология - Cтраница 87 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.01.12 05:32
Оглавление
Еврейская диетология
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Все страницы

В свою очередь, и религиозный еврей не обидится, если вы не будете сильно доверять «кошерности» его дома, хотя и приложит все усилия, чтобы вы поверили, что можете есть у него в гостях абсолютно все.

Однако обычно дело обстоит так, что совершенно светские евреи или вообще неевреи оказываются в гостях у религиозной еврейской семьи. И в этом случае как тем, так и другим действительно стоит немного поучиться, как себя вести.

Во-первых, если вас пригласили на застолье в честь какого-либо еврейского праздника, то прежде чем отправиться в гости, неплохо, чтобы вы с помощью книги или интернет-сети хотя бы бегло ознакомились с его обычаями и традициями.

К примеру, одни мои знакомые были приглашены в гости к известному в Бней-Браке раввину на второй день Песаха. Готовясь к этому визиту, жена моего приятеля испекла свой «фирменный» пирог и была до глубины души оскорблена, когда хозяин дома, едва увидев его, повернул голову к стене и, не глядя на пирог, вышвырнул его в окно. А ведь она так старалась, она потратила на изготовление этого пирога почти полдня! И, увы, до этой женщины далеко не сразу дошло, что обижаться должна не она, а те, кто ее пригласил: она, даже не пожелав ознакомиться с чужими обычаями, принесла в еврейский дом хамец, который в дни Песаха, как уже говорилось, еврею запрещено не только есть, но даже иметь в своем владении и просто видеть его! И потому лучше бы она принесла с собой гранату - еврейский дом, в который в дни Песаха приносят хамец, считается оскверненным.

Так что будьте предельно внимательны в выборе подарка, который вы хотите преподнести хозяевам дома. Лучше, если вы подарите им какой-нибудь сувенир, а не то, что употребляется в пищу.

Во всем остальном чувствуйте себя совершенно свободно, но не проявляйте излишней инициативы. Скажем, если вы решили помочь хозяйке убрать со стола грязную посуду, спросите ее, куда ее поставить: если вы этого не сделаете, то можете по ошибке сложить мясную посуду в молочную раковину и в результате окажете этой семье медвежью услугу - после вашего ухода ей нужно будет заново кошеровать посуду.

Еврей в ресторане

Как-то раз, гласит известный еврейский анекдот, один еврей решил заглянуть в ресторан, на вывеске которого значилось слово «кошерно». Однако, оказавшись внутри, еврей вдруг засомневался в том, что хозяин ресторанчика и его работники и в самом деле строго придерживаются принципов кашрута.

- Вы можете быть совершенно спокойны, - поняв это, сказал ресторатор. - У нас хорошее еврейское заведение. Взгляните хотя бы на стены: видите, на них висят портреты великих раввинов прошлого?

- Да, но лично я бы доверял вашему заведению куда больше, если бы эти раввины стояли сейчас передо мной, а вы бы висели на стенке, - ответил посетитель.

Этот анекдот, как и любой другой, родился, само собой, не случайно: религиозные евреи не очень любят ходить даже по кошерным ресторанам, так как не очень доверяют богобоязненности их владельцев и сотрудников и, соответственно, тому, насколько строго они придерживаются принципов кашрута. И если общее число ресторанов в Израиле исчисляется даже не тысячами, а десятками тысяч, то на все это еврейское государство есть всего несколько десятков относительно больших ресторанов, имеющих удостоверение «кошер ле-меадрин» («абсолютно кошерно»), в которых еврейские ортодоксы могут позволить себе спокойно посидеть, не опасаясь, что им будет подано что-то, с их точки зрения, не очень кошерное.

«Просто кошерных» заведений в Израиле, разумеется, куда больше, однако немало и некошерных ресторанов, рассчитанных на туристов и вполне светских евреев, составляющих сегодня большинство нации. Поэтому, попав в незнакомый ресторан, еврей никогда сразу не садится за столик, а подходит к хозяину или официанту и спрашивает его, является ли данное заведение кошерным. Или же просто просит показать ему «таудат кашрут» - «удостоверение о кошерности». Если такового в ресторане не имеется, религиозный еврей просто поворачивается и уходит.

В том случае, если друзья и знакомые пригласили его на празднование какого-либо семейного торжества, религиозный еврей звонит в этот ресторан заранее и осведомляется, есть ли у него «таудат кашрут». Если этого удостоверения у ресторана не имеется, перед ним возникает нелегкая проблема выбора.

Легче всего, разумеется, просто отказаться от приглашения. Но как быть, если речь идет о юбилее босса или близкого друга и даже просто о корпоративной вечеринке? Не пойти - значит обидеть хороших людей, выказать им свое пренебрежение, которого они совсем не заслужили. Пойти - значит, изменить самому себе, вере своих отцов и дедов, своей вере и тем принципам, которым ты решил следовать.

Вообще-то, говорится по этому поводу в разных умных книжках для евреев, религиозному еврею лучше всего покупать продукты в кошерном супермаркете и есть только в кошерных ресторанах и столовых.

И дело тут отнюдь не только в том, что, оказавшись в месте, где продаются некошерные товары, он может соблазниться и купить какой-либо некошерный продукт или сделать это по ошибке - хотя такая вероятность, безусловно, тоже существует. Дело еще в проблеме «маръит айн» - в создании ложного впечатления. Ведь даже если сам этот еврей тщательно отбирает каждую покупку или ест в этом заведении только то, что евреям разрешено в пищу, он самим своим нахождением в данном месте создает у других, особенно у совершенно несведущих в

Законе евреев, ложное впечатление о том, что данное заведение кошерно. «Если этот так похожий на раввина еврей обедает в этом месте, значит, там с кашрутом все в порядке, евреям в этом месте есть разрешено», - таков может быть ход мысли другого еврея.

И тем не менее, как уже было сказано, жизнь, вне сомнения, сложнее любых теоретических построений, и у автора этой книги есть немало друзей-неевреев и евреев, совершенно не соблюдающих еврейские традиции, а потому празднующих свои семейные торжества в некошерных ресторанах. Конечно, при малейшей возможности я от такого приглашения отказываюсь, но что делать, когда речь идет об очень близких друзьях и отказ их попросту обидит?

Да, можно ответить на этот вопрос так, как ответил на него мне мой сын, еще не переболевший тогда подростковым максимализмом: «Если твои друзья тебя действительно любят и уважают, они будут уважать и твои принципы. Тем более что в данном случае там, где ешь ты, может есть и любой другой человек, в то время, как в тех местах, куда тебя приглашают, еврею нельзя не только есть, но и вообще появляться!»


Машгиах (наблюдатель за кошерностью) в еврейском ресторане

Самое интересное, что неуважение или, скажем так, пренебрежение по отношению к этим моим принципам чаще всего исходило именно от евреев, то есть это было одновременно неуважение и пренебрежение по отношению к религиозно-историческим ценностям и обычаям своего народа. А вот мои русские, украинские, азербайджанские и другие друзья, к евреям никакого отношения не имеющие, тем не менее часто из уважения к моей скромной персоне искали для места нашей встречи именно кошерный ресторан или кафе. И, само собой, я всегда с восхищением следил за теми усилиями и той изобретательностью, которую проявлял первый секретарь российского посольства в Израиле Толя Юрков для того, чтобы на приеме в честь Дня независимости России традиционная русская кухня сочеталась с самыми строгими требованиями еврейской традиции.

И все же довольно часто автору этих строк приходилось оказываться в некошерных ресторанах, и при этом он умудрялся не нарушать законы кашрута. Принцип здесь тот же самый, по которому еврейский купец когда-то, не найдя по дороге кошерного постоялого двора, заходил в русский трактир и просил для себя селедку, лук, огурцы и хлеб - продукты, в кошерности которых он не сомневался. Сегодня еврей, соблюдающий традиции, оказавшись в некошерном ресторане, обычно просит запечь ему кошерную рыбу в фольге.

При этом ему следует подробно объяснить официанту или шеф-повару, в чем заключается кошерность рыб, а еще лучше просто пройти на кухню и посмотреть, какую именно рыбу собираются для него готовить. Что опять-таки любопытно, ни автор этих строк, ни другие его знакомые, оказавшиеся в подобной ситуации, не помнят, чтобы официант, метрдотель, шеф- повар или владелец ресторана отказали им в этой просьбе либо встретили ее в штыки. Напротив, меня всегда любезно провожали на кухню, предлагали самому выбрать рыбу, спрашивали, можно ли что-либо еще положить вместе с рыбой в фольгу (а положить можно многое: чеснок, картошку, помидор, перец и т. д.) и педантично выполняли мою просьбу подать рыбу на стол все еще завернутой в фольгу.