Страница 70 из 102
Корнелий Тацит (58 - ок. 117), великий римский историк, в своих «Анналах» (117 г. н. э.) пишет: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев». Клаузнер указывает: свидетельство Тацита, написанное менее чем через 85 лет после смерти Иисуса, как свидетельство язычника и добросовестного историка представляет непреходящую ценность. Гай Светоний Транквилл (ок. 70 - ок. 140) в книге «О жизни двенадцати цезарей» (книга 5, глава 25) пишет, что цезарь Клавдий «иудеев, постоянно волнуемых Хрестом… изгнал из Рима». Факт изгнания иудеев подтверждают и Деяния Апостолов (18, 2). Произошло это в 49 или 50 г. н. э. Йосеф Клаузнер, как и большинство ученых, отождествляет «Хреста» с Христом, он утверждает: «Слова Светония надлежит, несомненно, отнести к волнениям и беспорядкам в римской иудейской общине, кои явились следствием распространения веры в Иисуса. Именно это движение привело в 49 (или в 50 г. н. э.) к изгнанию части или всех иудеев из Рима. Из чего вытекает, что уже в 40-х годах была основана христианская община в Риме, а следовательно, это было не позднее, чем через 10-15 лет после распятия». Римские историки называют основателя нового учения «Хрестос» или «Христос», подчеркивая его предназначение и звание Мессии. Иудейские же историки всегда использовали имя «Иисус из Назарета», не считая его Мессией, что делает их свидетельства вполне достоверными. После тщательного и всестороннего анализа апокрифических источников Клаузнер пришел к следующим выводам: а) эти источники передают дух времени и приметы среды, в которой жил Иисус: политическую обстановку, религиозные и эстетические взгляды, господствовавшие в те дни. Свидетельства эти настолько ценны, что мы просто не в состоянии в надлежащей степени их оценить; ими мы обязаны Талмуду и Мидрашу, Флавию, Тациту, Светонию и первым Отцам Церкви. б) Несмотря на фрагментарность упоминаний, касающихся жизни и учения Иисуса, мы можем с полной уверенностью утверждать, что Иисус несомненно существовал, был необыкновенной личностью, жил и умер во времена римских прокураторов в Иудее. в) Факты эти несокрушимы и незыблемы. За неполных 50 лет между смертью Иисуса (согласно дате канонических Евангелий) и свидетельствами Флавия и рабби Элиэзера бен Гирканоса, с одной стороны, и Павла и Тацита - с другой, вымышленный Иисус не мог бы пустить столь мощные корни в воображении людей, что даже такие честные и скрупулезные историки поверили бы в его существование и говорили бы о нем как о человеке, жившем не так давно, трудившемся и обретшем друзей и учеников; и Павел, уверовавший в него без колебаний; и Иаков, брат самого Иисуса; и Петр с друзьями; - не могли бы стать всеми признанными учениками вымышленной личности. Это совершенно определенно. Те же, кои от Иисуса (в его историческом либо евангельском образе) отрекаются и сомневаются в его существовании и непревзойденном значении, просто отвергают историческую реальность. Существование Иисуса Христа не «миф» или «легенда», а неопровержимо доказанный исторический факт.
|