Главная Возвращение. История евреев в свете ветхо- и новозаветных пророчеств
Возвращение. История евреев. - Cтраница 29 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
20.01.12 00:56
Оглавление
Возвращение. История евреев.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Все страницы


6. Положение евреев в Польше


В Польской Республике после 1918 г. публично-правовой статус имели только религиозные общины (как единицы местного конфессионального, а не национального самоуправления). Правительство соблюдало договор относительно национальных меньшинств. 1931 г. Сейм принял закон, отменяющий все прежние предписания, дискриминирующие граждан из-за их религии, национальности или расы. У евреев были свои депутаты в Сейме.
Еврейские организации Польши к сионизму относились по-разному. Союз польских евреев-ортодоксов «Шеломей эмуней Исраэль»,[59] называемый обычно «Агудда», был частью всемирной организации «Агуддат Исраэль», существовавшей с 1909 г. Члены «Агудды» принимали идею сионизма только в мессианском аспекте. Один только Бог, посредством Мессии, поведет евреев в Землю обетованную. Тогда «прозвучит голос естника, голос трубящего рога Мессии». Об этом с трибуны Сейма говорил раввин Перльмуттер. По мнению приверженцев «Агудды», древнееврейский «священный» язык должен быть только литургическим, а повседневным - идиш. «Агудда» выступала против светской, политической концепции еврейского государства, считая ее «безбожным вмешательством» людей в мессианские пророчества, а также против системы светского образования. Польше она добивалась для себя главенствующей роли в кагалах, а для евреев страны - конституционного равноправия. о второй половине 30-х гг. «Агудда» насчитывала 500 000 активных членов.
Ассимиляторское движение представлял «Союз объединенного труда», признававший Польшу единственной родиной. Кроме того, действовали «общие сионисты»: «Сионистская организация Польши», сионистская организация ортодоксов «Мизрахи» («ерные Завету»),[60] Сионистская партия труда «Гистадрут», общееврейский рабочий союз «Бунд», Общееврейская партия труда, находившаяся под влиянием Коммунистической партии Польши и 16 августа 1934 г. распущенная Коминтерном. Были еще организации, стоявшие на позициях так называемого фолькизма.
Теорию фолькизма создал историк Семен Дубнов (1860-1941). Фолькизм основывался на политических теориях Отто Бауэра и Карла Реннера о праве национальных меньшинств на национально-культурную автономию. Еврейское государство, даже если бы оно возникло, не смогло бы собрать всю мировую еврейскую диаспору. Значит, будущее евреев не в этом. Антисионистский фолькизм был против теории и практики ассимиляции евреев; он утверждал также, что представителем данного народа нужно родиться, так как «прийти к нему невозможно».
Беспрепятственно действовали в Польше «Национальный фонд» и «Фонд сбора». Они проводили сбор средств для выкупа земель и колонизации в Палестине. Каждый год сбор составлял 8 000 000 злотых. период между мировыми войнами легально действовали больше десятка партий и многочисленные сопутствующие им организации.
Польское правительство поощряло эмиграцию евреев. Под руководством ладимира (Зеева) Жаботинского действовала «Новая сионистская организация». Эта самая радикальная фракция сионизма получила в мае 1939 г. из государственного бюджета для своих целей 212 000 злотых. Кроме того, в 1931-1934 гг. в военных лагерях в Рембертове, Андрыхове и Варшаве проходили подготовку боевики из организации «Иргун цвей леуми» и Хаганы (Самообороны). Их обучение прекратилось только после протеста англичан.
Такой же поддержкой пользовались «бейтаровцы» (молодежная организация при НСО), а также пионерско-переселенческое движение «Халуц». Они обучали молодежь в возрасте до 18 лет разным нужным в Палестине профессиям. 1925-1926 гг. в Палестину эмигрировало 26 000 «халуцников». 1933-1936 гг. из Польши в Палестину переехало 8707 евреев с капиталом не менее тысячи фунтов стерлингов каждый. целом еврейские капиталисты вывезли из Польши 226 000 000 злотых, тогда как валютный запас государственной казны в 1936 г. составлял всего 160 000 000 злотых.
За этот период из Польши эмигрировали легально и нелегально 394 000 человек, из СССР прибыли, в соответствии с Рижским мирным договором, легально 330 000 и нелегально еще несколько десятков тысяч.
В 1921 г. в Польше проживало 2 800 000 евреев. Перепись 1931 г. показала 3 100 000; по оценочным данным перед войной еврейское население Польши насчитывало уже 3 500 000, т. е. 10 % всех жителей. городах евреев проживало 36,3 %, из них в Варшаве 380 000 (29,1 %).
Евреи определяли стоимость своего имущества в Польше (исключая Познанское воеводство и ерхнюю Силезию) в 10 000000 злотых. Их доля в торговле упала в конце 30-х гг. до 52 %, в промышленности и ремеслах - до 42 %, причем в госбюджет они внесли 28 % всех налогов. Среди врачей было 33,5 процента евреев, среди адвокатов - 53 %. Из 103 театров 15 было еврейских, в том числе 8 стационарных. 1938-1939 гг. евреи издавали 160 газет и журналов с ежедневным тиражом 790 000 экземпляров.
Антисемитизм в Польше имел не национальный, а социально-экономический характер. Кроме бойкотирования магазинов, рассаживания студентов-евреев в дальнем конце аудиторий и т. п., прошли погромы в Пржитыке (Клецкое воеводство), Ченстохове, Бресте-на-Буге, Миньске-Мазовецком и других менее крупных населенных пунктах. Самый сильный погром произошел в ноябре 1936 г. во Львовском политехническом институте. Из 60 избитых евреев 15 пришлось даже госпитализировать. Все это проходило под лозунгом: «Евреи - в Палестину!» С мая 1933 г. по август 1936 г. было зарегистрировано 1289 случаев нападений и ранений евреев. Влияние антиеврейской пропаганды нацистской Германии ощущалась и в Польше. Прогрессивные силы протестовали против хулиганских выходок, что проявилось, например, в заявлении 53 профессоров и доцентов Варшавского университета в декабре 1937 г. под названием «защиту польской культуры».
Таким образом, и в Польше, этом средоточии евреев, нашлись силы, принуждающие их к эмиграции, особенно в землю Израиля. Разве не видна здесь Божья рука, желавшая уберечь польских евреев от ожидающих их ужасов?



Последнее обновление 20.01.12 01:28