Страница 20 из 102
5. Христиане - друзья Сиона
XIX век выявил настоящих друзей евреев среди христиан. Таким был сэр Лоренс Олифант (1829-1883) - английский журналист и дипломат. После поездки в Палестину он издал книгу «Страна Галаад». Сэр Олифант много времени и средств отдал делу создания большой автономной колонии евреев в Палестине, был энтузиастом и активным сторонником сионизма. По его мнению, сионизм должен иметь национально-политический характер. Он поддерживал движение «Билу», вел переговоры в Лондоне и Константинополе в пользу палестинских евреев, ходатайствовал за них повсюду, где в этом возникала потребность. конце концов он поселился возле Хайфы, где и умер. Лорд Джордж Гордон Байрон (1788-1824), великий английский поэт, участвовавший в создании общества поддержки еврейских поселенцев, в «Еврейских мелодиях» писал:
Есть гнезда у горлиц, нора у лукавой лисицы; Тебе же, Израиль, остались одни лишь гробницы![50]
Джордж Элиот (1819-1880), английская писательница, в книге «Даниел Дронда» устами Мордехая Кохена высказывает мысли, созвучные сионистской идеологии. конце XIX в. француз Анри Дюнан (основатель Красного Креста, лауреат Нобелевской премии) опубликовал просионистское обращение. На рубеже XIX и ХХвв. итальянец Бенедетто Муссолино издает просионистскую книгу «Иерусалим и еврейская нация». петиции к лорду Пальмерстону в 1871 г. он выдвинул проект поселения евреев в Палестине. Это лишь несколько благородных личностей, которые как бы чувствовали дух времени и Божье намерение благословить Израиль и отдавали служению этой идее свои таланты, а иногда и свои жизни. Но библейский образ двух рассорившихся братьев - Иакова и Исава - пророчески указывал на будущее появление в христианстве официального движения, которое под руководством истинных учителей обратится с братской симпатией к руководителям еврейского народа и сблизится с ними (Быт. 33, 1 - 20). Между этими двумя «домами», происшедшими от Иакова и Исава - т. е. между иудаизмом и христианством - возникла глубокая пропасть, что символически представлено в притче о Лазаре (Лук. 16, 19-31). место братской любви родилась ненависть. «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его» (Быт. 27, 41). Ненависть, единожды возникнув, часто бывала взаимной. Это наблюдается уже в раннехристианской истории. В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло. И убил Иакова, брата Иоаннова, мечом; видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра (Деян. 12, 1-3). В связи со стихами, касающимися двух братьев, возникает вопрос: происходило ли в прошлом и может ли произойти в будущем сближение двух первоначально братских религий, их встреча? поисках ответа мы должны учитывать предостережение, которое Бог адресовал пророку Самуилу и которое касается нас, верующих разных конфессий: Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце (I Цар. 16, 7).
|