Главная 100 великих евреев
100 великих евреев - ГИЛЛЕЛ PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 22:32
Оглавление
100 великих евреев
ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
ЗИГМУНД ФРЕЙД
АВРААМ
САВЛ ИЗ ТАРСЫ (СВЯТОЙ ПАВЕЛ)
КАРЛ МАРКС
ТЕОДОР ГЕРЦЛЬ
МАРИЯ
БАРУХ ДЕ СПИНОЗА
ДАВИД
АННА ФРАНК
ПРОРОКИ
ИУДА ИСКАРИОТ
ГУСТАВ МАЛЕР
МАЙМОНИД
НИЛЬС БОР
МОЗЕС МЕНДЕЛЬСОН
ПАУЛЬ ЭРЛИХ
РАШИ
БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ
ФРАНЦ КАФКА
ДАВИД БЕН-ГУРИОН
ГИЛЛЕЛ
ДЖОН ФОН НЕЙМАН
СИМОН БАР-КОХБА
МАРСЕЛЬ ПРУСТ
МЕИР РОТШИЛЬД
СОЛОМОН
ГЕНРИХ ГЕЙНЕ
ЗЕЛЬМАН ВАКСМАН
ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР
ИСААК ЛУРИЯ
ГРЕГОРИ ПИНКУС
ЛЕВ ТРОЦКИЙ
ДАВИД РИКАРДО
АЛЬФРЕД ДРЕЙФУС
ЛЕО СИЛАРД
МАРК РОТКО
ФЕРДИНАНД КОН
СЭМЮЭЛ ГОМПЕРС
АЛЬБЕРТ МАЙКЕЛЬСОН
ФИЛОН ИУДЕЙ
ГОЛДА МЕИР
ВИЛЕНСКИЙ ГАОН
АНРИ БЕРГСОН
БААЛ ШЕМ ТОВ
ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН
ЛУИС Б. МЕИР
ИЕГУДА ГАЛЕВИ
ХАИМ САЛОМОН
ИОХАНАН БЕН-САККАЙ
АРНОЛЬД ШЕНБЕРГ
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ
БЕТТИ ФРИДАН
ДЭВИД САРНОФФ
ЛОРЕНЦО ДА ПОНТЕ
ДЖУЛИУС РОЗЕНВАЛЬД
КАЗИМЕЖ ФУНК
ДЖОРДЖ ГЕРШВИН
ХАИМ ВЕЙЦМАН
ФРАНЦ БОАС
ШАБТАЙ ЦВИ
ЛЕОНАРД БЕРНСТАЙН
ИОСИФ ФЛАВИЙ
ВАЛЬТЕР ВЕНЬЯМИН
ЛУИС БРАНДЕС
ЭМИЛЬ БЕРЛИНЕР
САРА БЕРНАР
ЛЕВИ ШТРАУС
НАХМАНИД
МЕНАХЕМ БЕГИН
АННА ФРЕЙД
ЦАРИЦА ЕСФИРЬ
МАРТИН БУБЕР
ДЖОУНАС СОЛК
ГЕНРИ КИССИНДЖЕР
ВИЛЬГЕЛЬМ СТЕЙНИЦ
АРТУР МИЛЛЕР
ДАНИЭЛ МЕНДОЗА
ЭММА ГОЛЬДМАН
МОЗЕС МОНТЕФЬОРЕ
ДЖЕРОМ КЕРН
БОРИС ПАСТЕРНАК
ГАРРИ ГУДИНИ
ЭДВАРД БЕРНАЙС
ЛЕОПОЛЬД АУЭР
МЭН РЕЙ
БЕННИ ГУДМЕН
СТИВЕН СПИЛБЕРГ
МАРК ШАГАЛ
БОБ ДИЛАН
БЕРНАРД БЕРЕНСОН
ИЛЬЯ МЕЧНИКОВ
ИСААК ЛЕВИТАН
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ
ИОСИФ БРОДСКИЙ
ЛЕОНИД УТЕСОВ
АРКАДИЙ РАЙКИН
МИХАИЛ БОТВИННИК
Все страницы


ГИЛЛЕЛ



(ок. 70 до н.э. - 10 н.э.)



Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

Лев. 19:18

Язычник попросил мудреца Гиллела объяснить ему иудаизм как можно проще. Если бы Гиллелу это удалось, безбожник обещал обратиться в иудаизм и стать твердым верующим. Гиллел ответил: «Что ненавистно тебе, того не делай соседу твоему. В этом вся Тора. Остальное - комментарий. А теперь иди и учи его».

Марк повествует, что учитель Иешуа, известный своим последователям на протяжении многих столетий как Иисус, проповедовал около 29 г. н.э.: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:31).

Кое-кто считает, что Гиллел был учителем Иисуса.

В Гиллеле Старшем, или Вавилонянине, многие раввины видят самого идеального еврея, сравнимого по характеру с Конфуцием или Линкольном. Подобно им он вырос в жуткой нищете. Говорил он пословицами. Доходчиво излагая великие истины, Гиллел сжато выражал многовековую еврейскую ученость в афоризмах, легко усваивавшихся людьми. Многие из его коротких поговорок удивительно похожи на высказывания Иисуса.

О жизни Гиллела мало что известно. Он скорее знаком нам по своим словам и своему достоинству влиятельного учителя. Ему приписывают создание классического иудаизма, основанного не столько на храмовом ритуале, сколько на библейских догматах и нравственных заповедях. Его сосредоточенность на приобретении знаний, его поиск понимания сути иудейского закона и создание компактной, переносной религии (мысль можно захватить с собой куда угодно) позволили его народу сохранить единство в грядущей диаспоре и создать великую сокровищницу иудейского закона - Талмуд. Этическое восприятие им «tikkun olam» (совершенствования мира через нравственные ценности) заложило основу постбиблейского иудаизма и зарождения христианства.

Гиллел страстно стремился к знаниям. Он оставил свой дом в Вавилоне, отважившись учиться в Иудее. В одной популярной легенде рассказывается, что в одну снежную субботу у него не оказалось денег, чтобы заплатить за вход в иерусалимскую религиозную школу. Не желая пропустить хоть один день учебы, он забрался на крышу и слушал через световой люк. Учителя обратили внимание на то, что в классе было необычно темно. Посмотрев наверх, они заметили покрытую снегом фигуру, загораживавшую солнце. Нарушив запрет на работу в субботу, ученики полезли на крышу, чтобы спасти уже замерзавшего Гиллела. Затем учителя и ученики помыли, обсушили и одели его. Любой человек, так жаждущий знаний, посчитали они, заслуживает внимания даже за счет неповиновения закону. Так был заложен прецедент.

Побывав дома в Вавилоне, Гиллел вернулся в Иерусалим и председателем Синедриона - высшего суда древней Иудеи, возглавлявшегося раввинами. Он обнаружил, что члены Синедриона того времени не знали должным образом иудейского закона. Устное предание теряло свое значение в результате римской оккупации и порочной тирании царя Ирода.

Гиллел назначил своим заместителем по Синедриону серьезного, твердого, высокомерного и педантичного Шмая. На протяжении столетий их последователей будут называть «Школой Гиллела» и «Школой Шмая». Один - оптимист, другой - пессимист; один был доволен самим бытием, другой уверен в том, что небытие окажется значительно лучше. Гиллел никогда не сердился, Шмай постоянно казался взбешенным. Гиллел шел на компромисс в любом вопросе, Шмай никогда не отказывался от раз занятой позиции. Хотя и рассказывали, что Бог - когда Его об этом спросили - предпочел точку зрения Гиллела на жизнь, мнения обоих послужили основой талмудистской мысли и полемики, сформировав тем самым мышление еврейского народа.

И Гиллел, и Шмай были фарисеями, предвестниками современного еврейства. Многие христиане считали фарисеев времен Иисуса косными и искалеченными слепым повиновением закону. И все же Иисус исповедовал фарисейский иудаизм и ясно дал понять, что пришел не для того, чтобы упразднить закон. Его внушение, что многие дотошно следуют иудейскому закону, соответствует учениям Гиллела и Шмая.