|
О САМОМ ПРАЗДНИКЕ СУККОТ
Праздник Суккот считается последним из трех главных праздников (Песах, Шавуот,
Суккот), указанных в Пятикнижии Моисеевом, в которые евреи совершали паломничество в Иерусалимский Храм.
Как и предыдущие два праздника, он также отмечается как
земледельческий праздник сбора жатвы и плодов. И так сказано в книге Левит (23:34, 35, 36, 39):
"Говори сынам Израилевым следующее: в пятнадцатый день седьмого месяца сего
- праздник кущей - (Суккот) семь, дней Господу. В первый день священное собрание: Никакой трудной
работы не делайте..."
"...в день восьмой священное собрание да будет у вас... празднество это,
никакой трудной работы не делайте..."
"... А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения
земли, празднуйте Господень праздник семь дней, в день первый покой и в день восьмой покой".
В этих указаниях выражена отчетливая мысль о возвышении человека из низших
форм бытия, о поднятии души из области повседневных мелочей на высоту чисто нравственного деяния.
Нет нужды доказывать, что исполнение религиозных обрядов, становясь источником этического поучения и
воспитания, ведет к нравственному дисциплинированию человека. С праздником Суккот, более, чем с
каким-либо другим, связано большое число обрядов. Первая значительная сторона праздника - обязанность
проводить семь дней, особенно время еды, во временном жилище - с легкой крышей из веток, пропускающей
дневной свет.
|
Вторая характерная черта праздника - совершение части утренней молитвы, когда в руках
молящегося этрог (плод цитрусового дерева) и букет из пальмовой нераскрытой ветки - лулав и трех
веточек мирты и двух веток ивы - аравот. |
Мишна довольно подробно описывает этот обряд в Храме: "Вначале (т.е. при
существовании Храма) обряд с лулав в Храме совершали семь дней, а вне его лишь один день (в первый
день праздника). После разрушения Храма рабби Иоханан бен Заккай постановил, чтобы обряд с лулав
совершался всюду семь дней, как воспоминание о Храме - (Сук., 41а). Р. Элиезер и его оппонент Иошуа
согласны в том, что обряд с лулав имеет связь с молитвой о дожде: "И сказал р. Элиезер: и так, как
четыре рода (пальмовая ветвь, мирт, ива и этрог) не могут существовать без воды, так и мир не может
существовать без воды".
Поэтому обряд совершается в праздник Суккот - во время небесного суда, когда
определяется, будет ли год дождливым или сухим (Рош а-Шана, 16а). Потрясение лулавом также
символизирует призыв благоприятных урожаю ветров (Сукка, 376). Агада придает особый смысл обряду,
считая пальмовую ветвь символом победы Израиля во время великого суда в день нового года. И,
наконец, третий элемент праздника Суккот - "возлияние воды". По вечерам устраиваются "веселья
водочерпия". Этот обряд в эпоху второго Храма совершался с большой торжественностью, - происходило
возлияние воды на жертвенник. Мишна начинает описание происходивших тогда торжеств словами: "Кто не
видел радости водочерпия, тот не видел радости в своей жизни".
Очень определенно сказано о сукке и лулаве в Пятикнижии:
"И возьмите себе в первый день плод цитрусового дерева - (в Талмуде - этрог)
и ветви пальмовые (в Талмуде - лулав) и ветвь дерева густолиственного (мирта), и ивы речные, и
веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней. И празднуйте праздник этот Господу семь дней в
году: это закон вечный в поколения ваши, в седьмой месяц Празднуйте его. В кущах {Суккот) живите
семь дней, все коренные жители в Израиле должны жить в кущах. Дабы знали поколения ваши, что в кущах
поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской" (Левит 23:40, 41, 42, 43).
И еще сказано в книге Второзакония (16:13 - 16):
"Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь
с гумна своего и с винной давильни своей. И веселись в праздник твой ты и сын твой...
Семь дней празднуй Господу, Б-гу твоему, на месте, которое изберет Господь,
ибо благословит тебя Господь, Б-г твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и
будешь ты только веселиться. Три раза в году да явятся все мужчины твои пред Господом, Б-гом твоим,
на месте, которое Он изберет: в праздник опресноков {мацот) и в праздник седмиц (Шавуот), и в
праздник кущей {Суккот)".
Суккот - единственный праздник, в который предписано:
"И веселись в Праздник этот", ибо естественно,
что земледелец радуется и веселится, убрав урожай - плоды своего труда и дары земли Господней. И
праздник, напоминающий об избавлении Народа, об исходе из Египта и приближении к Обетованной Земле
является также источником радости и веселья, потому что то же самое мы испытываем и теперь, когда мы
вспоминаем о нашей собственной судьбе.
Но особенную идеальную ценность придает этому празднику предписание Торы
жить семь дней в суке, во временном жилище. В этом предписании проявляется глубокий нравственный
принцип благочестивого жизнеповедения. "Тебе возвещено, человек, что есть добро и чего требует
от тебя Всевышний". Выйди из постоянного твоего жилища, "дабы сердце твое не
возносилось"; помни, что Господь, Творец мира, послал свое благословение, и не думай,
что "сила моя и крепость руки моей доставили мне это богатство". И
именно в дни личной радости твоей помни о том, как предки твои кочевали по пустыне и жили в кущах.
Особое значение придается празднику Суккот в книге Захарья (14; 16). Пророк
предвещает, что все, оставшиеся в живых, из народов, напавших на Иерусалим (в видении предсказывается
всеобщее нашествие народов на Святой город), будут ежегодно приходить паломниками в Иерусалим для
празднования Суккот, а то племя, которое не будет так поступать, будет наказано бездождием. У
израильтян восприятие праздника Суккот и средства выражения его находятся в тесной взаимосвязи. Суку
принято украшать рисунками и надписями, а стены ее обвешиваются плодами семи видов, которыми
"восхвалена земля Израиля". Особенно активны в постройке суккот и их украшении израильские дети. Во
многих городах соревнуются в устройстве самых красивых Суккот, и тот, кто в своем умении достигает
лучших результатов, получает приз.
Святая Земля отчизны так же, как во времена второго Храма, снова дарует нам
радость и веселье в вечера празднования Суккот. Снова возрождаются мелодии нашего сердца, танцы,
виртуозное искусство метания факелов, снова возрождается веселье празднества Симхат Пейт-Гашоэва,
что в буквальном переводе означает "веселье водочерпия". Ярче всего эти праздневства проходят в
Иерусалиме, вознаграждая евреев за тысячелетия ожидаемого возвращения в Святой Город.
Как уже было отмечено выше, в память о Храме сохранилась традиция в первые
шесть дней праздника Суккот обходить один раз в процессии вокруг алмемара с этрогом и пальмовой
ветвью (лулав) в руках, а в седьмой день, который носит особое названия Гошана раба - по названию
молитвы, произносимой в этот день, молящиеся, держа в руках этрог и букет из ветвей трех видов,
обходят семь раз вокруг амвона, на котором находятся все свитки Торы.
"АРБАА МИНИМ"
|
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish
Education in Ukraine | |
| |