|
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ РОШ А-ШАНА
1. Так как
Рош а-Шана - День Суда, то в этот день не произносят Галел, как принято в другие праздники. И так
это толкуется в трактате Рош а-Шана : "Сказал раби Абагу: сказали ангелы Святому, Благословен Он:
"Владыка мира, почему сыны Израилевы не воспевают пред Тобой хвалебный гимн в Рош а-Шана и в Йом
Кипур?" Сказал Он им: "Возможно ли это? Владыка мира сидит на престоле Суда, книги живых и книги
мертвых раскрыты перед Ним, а сыны Израилевы будут воспевать?"
Вместе с тем следует подчеркнуть, что праздник этот в молитвах, в
освящении и в гафтара называется не "Йом га-дин" (День Суда), а "Йом га-зикарон" (День Памяти).
Гилхот Рош а-Шана подобны гилхот праздников Песах, Шавуот и Суккот, и то,
что дозволено в эти праздники, дозволено и в Рош а-Шана . И хотя Рош а-Шана - День Суда, евреи
надевают в этот день праздничную одежду и готовят праздничные кушанья. "И этим отличаемся мы от
других народов. Принято в мире (нееврейском), что человек, ожидающий суда, надевает траурные
одежды и облачается в черное, и отращивает волосы (в знак траура), ибо не знает он, каков будет
приговор суда. Иначе в Израиле: надевают праздничные одежды и облачаются в белое, и едят, и пьют,
и радуются" (ТИ, Рош а-Шана ., гл. 1).
2. В первую
ночь, после молитвы Маарив, с наступлением Нового года, евреи поздравляют друг друга так:
"На добрый год да будешь ты записан и подписан!"
("Ле-шана това тикатэйв в-тихатэйм!").
3. В вечерней
трапезе принято исполнять символические обряды, говорящие об успешном завершении Суда и наступлении
хорошего года.
|
Во время праздничной трапезы обмакивают в мед кусок хлеба, над которым произносят благословение,
а во время трапезы первой ночи принято съедать дольку сладкого яблока, тоже обмакнув ее в мед,
и произнести: "Да будет воля Его даровать нам год добрый и сладостный".
| |
Не принято есть горькое, соленое, а также орехи, так как числовое значение (гематрия) слова
эгоз - "орех" совпадает с гематрией слова хэт - "грех".
4. Если Рош
а-Шана не совпадает с субботой, то после утренней молитвы читают специальную молитву "Авину
Малкейну" ("Отец наш, Царь наш") - просьбу о счастливой, благополучной жизни в будущем году.
Обычно вся община поет последние строки вместе: "Отец наш, Владыка наш, помилуй нас и ответь нам,
хоть и нет у нас заслуг! Обращайся с нами снисходительно и милостиво".
5. Суть Рош
а-Шана отражена особой заповедью трубления в шофар Тора называет этот день - йом труа - День
трубных звуков.
Когда впервые говорится в Торе о празднике Рош а-Шана , то трубление в рог
является главным, почти исключительным содержанием праздника. И так сказано в Торе: |
|
"И говорил Господь Моисею так: скажи сынам Израилевым следующее: в
седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание.
Никакой трудной работы не делайте и приносите жертвы Господу" (Левит ХХШ, 23-25).И еще:
" А в месяц седьмой, в первый день месяца, священное собрание должно быть у вас, никакой трудной
работы не делайте, день трубления да будет он у вас" (Числа XXIX, 1). Из сказанного явствует,
что трубление в шофар - единственная особая заповедь, относящаяся к этому празднику. В трублении
особенность и главный смысл праздника, и потому назван Рош а-Шана . "Днем трубления" и "трубным
собранием". В наше время в синагоге момент трубления в шофар является духовной кульминацией
праздника.
Для трубления принято пользоваться рогом барана (шофаром). Сказал раби
Абагу: "Почему трубят в бараний рог? Сказал Святой, благословен Он: трубите предо Мной в рог
барана, чтобы вспомнилось вам принесение Ицхака, сына Авраама, в жертву. И приму Я это, будто вы
сами приносите себя в жертву предо Мной" (Рош а-Шана , ХVII).
В шофар трубят после чтения Торы и также по время молитвы Мусаф. Каждый
еврей обязан слушать в этот день звук шофара. В шофар трубят во время утренней молитвы оба дня Рош
а-Шана , так что всего раздается до 100 трублений. Если первый день выпадает на суботу, то трубят
только во второй день. Звуки шофара пробуждают человека для тшувы.
Трубить в шофар куда сложнее, чем в трубу. Нужно по особому сжать губы,
что трудно, и даже опытные люди не сразу могут извлеч нужный звук. На Рош а-Шана используется три
звука: долгий (ткия), с тремя перерывами (шварим) и рыдающий с девятью паузами (труа).
Мудрецы наши говорят, что звуки шофара призваны пробудить человека ото
сна. Слыша звуки шофара, он должен заглянуть себе в душу, задуматься о своих прежних поступках и
принять решение впредь следовать путем истины и правды.
В чем смысл трубления в шофар в Рош а-Шана ? Мудрецы наши дают три ответа
на этот вопрос.
Малхуйот: трублением в шофар мы в этот день
коронуем Всевышнего на царство над всей землей. В молитвах Рош
а-Шана так говорится об этом: "Ибо Господь велик и грозен, Он - царь великий
над всей землей... Восходит Господь (на судейский престол Свой) при трубных звуках шофара".
Зихронот: шофар напоминает нам историю
жертвоприношения Ицхака и напоминает Всевышнему о заслугах наших праотцев. Всевышний, увидев, что
Аврахам готов принести Ему в жертву своего единственного сына Ицхака, послал Аврахаму барана,
который и был принесен в жертву вместо Ицхака. Поэтому шофар делают из бараньего рога. Наши
мудрецы говорят: "Сказал Всевышний: "Трубите предо Мною в бараний рог, чтобы напомнить Мне о
жертвоприношении Ицхака, сына Аврахама, и вспомню Я о заслугах их"".
Шофарот: шофар напоминает о даровании Торы с
горы Синай, которое сопровождалось звуком шофара. Тора говорит: "И звук шофара становился все
сильнее. Моше говорил, а Б-г отвечал ему голосом" (Шмот, 19:19). У подножия Синая
еврейский народ принял на себя веру в Б-га Израиля, Тору и заповеди и заключил обновленный союз с
Всевышним.
6. В первый
день Рош а-Шана ( а если это - суббота, то во второй день) после молитвы "Минха", до захода солнца
принято отправляться на берег моря или реки, к колодцу или вообще к любому источнику воды и читать
там особую молитву, "Ташлих".
Свое название эта молитва получила из-за сказанного в книге пророка Михи
(7:19): "Брось же (ташлих) в пучины морские все грехи их".
В молитве этой мы просим Всевышнего "бросить в пучины морские" все наши
грехи и даровать нам мирный и счастливый год, в котором сбудутся все наши пожелания. Принято
выворачивать карманы и отряхивать их - в знак того, что мы сбрасываем с себя прошлые грехи,
облепившие нас в течение прошедшего года.
ЯМИМ НОРАИМ (ДНИ ТРЕПЕТА)
|
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish
Education in Ukraine | |
|
|