|
МОЛИТВЫ РОШ А-ШАНА
Служба на Рош а-Шана длинная (уступает только Йом Кипуру) и идет с раннего
утра до середины дня. Даже небольшие небогатые общины, которым не под силу содержать постоянного
певчего-кантора, стараются в этот день найти человека с сильным голосом для праздничной молитвы.
Так как на Рош а-Шана и Йом Кипур произносится много специальных молитв, существуют и особые
молитвенники - "махзор" - для этих дней. Своеобразным характером Рош а-Шана определяются и особые
молитвы этого праздника. Одна из известных молитв службы дня Рош а-Шана - "Унтанэ токеф"
посвящается главной теме праздника: жизни и смерти. Его читают перед свитками Торы, у раскрытого
"арон кодеша", в котором эти свитки хранятся в синагогах.
"На Рош а-Шана , - говорится в молитве, - пишется, на Йом Кипур
запечатывается, сколь многие покинут этот мир, и сколь многие родятся в этом мире, кто будет жить,
и кто умрет, кто прожил предел своих лет, и кто нет, кто погибнет в огне и в воде… кто будет жить
в мире, а кого будут терзать... Но раскаяние, молитва и добрые дела могут смягчить жестокость
приговора".
Предание приписывает сочинение этой поэмы раби Амнону, одному из мучеников
города Майнц, который жил в эпоху крестовых походов, около тысячи лет назад. Он был одним из
величайших мудрецов своего поколения и приближен к властям. Майнцский епископ предложил раби
Амнону креститься. Раби Амнон испросил три дня на "обдумывание предложения", по истечении которых
он силой был доставлен к епископу. Тогда попросил р. Амнон отрезать ему язык за то, что тот подвел
его и высказал просьбу, могущую вызвать подозрение, что р. Амнон и вправду принял всерьез
предложение изменить своей вере. Разгневанный епископ отказал в этой просьбе, заявив, что как раз
язык-то р. Амнона "прекрасно сказал", но зато приказал отрубить ему ноги и пальцы рук. В Рош
а-Шана р. Амнон попросил отнести его в синагогу вместе с засоленными для сохранения отрубленными
пальцами его рук. Когда молитва дошла до "Кдуши", раби Амнон сделал знак хазану остановиться и дать
ему возможность освятить имя Всевышнего. Когда его просьба была выполнена, он запел: "Так поведаем
о святости этого дня, ибо он величествен и грозен! В этот день возвысится царство Твое, и укрепится
милосердием престол Твои, и взойдешь Ты на него в истине. Поистине - Ты судья и обличитель!..
Проходят пред Тобою души всего живого, и определяешь Ты судьбу каждого создания, и пишешь им
приговор". Раби Амнон произнес эти, заключительные слова своей молитвы, и душа его покинула тело.
Этот пиют был принят во всем еврейском мире и стал неотъемлемой частью
молитв Рош а-Шана .
"МУСАФ".
Молитва Мусаф в Рош а-Шана длиннее, чем в
другие праздники, ибо включает в себя три благословения, посвященные этому дню.
В будние дни центральная часть наших молитв - "Амида" (или "Шмонэ-эсрэ"),
состоит из девятнадцати благословений. "Амида" молитвы "Мусаф" праздника Рош а-Шана состоит из
девяти благословений, из которых три первых и три последних - такие же, как и в будни, а три
центральных выражают специфику этого праздника. Благословения эти таковы:
Малхуйот ("Воцарение"). В этом
благословении мы провозглашаем, что Всевышний - царь всех царей, и выражаем свою надежду на то,
что Он проявит Свою царскую власть в мире. И вот как говорится об этом в молитве: "... ибо у
Господа царство, и Он властвует над народами... вознеситесь притолоки ворот (Храма)... и войдет
славный Царь! Кто Он, это славный Царь? Господь воинств - Он славный Царь вовек!"
Зихронот ("Напоминание"). Это благословение
дало празднику одно из его названий - Йом газикарон ("День напоминания"). В Рош а-Шана , в этот
день суда и напоминания, Всевышний вспоминает все творения рук Своих и "видит все поколения
людские - до последнего из них". И так говорится об этом в молитве: "Ты помнишь, как сотворил Ты
мир, и проходит пред Тобою всё созданное Тобою с древнейших времен".
Мы просим у Всевышнего вспомнить о праотцах еврейского народа, чтобы
заслуги их послужили нам защитой: "Вспомни о нас благосклонно... И вспомни для блага нашего,
Господь, Б-г наш, союз Свой (с нами), и милость Свою, и клятву, которую дал Ты Аврахаму, праотцу
нашему... и жертвоприношение Ицхака потомкам его сегодня милостиво вспомни".
Шофарот ("Звуки шофара"). Центральная тема
этого благословения - дарование Торы на горе
Синай, когда народ Израиля обязался соблюдать Тору и заповеди. "Когда открылся Ты, Царь наш,
на горе Синай, чтобы учить народ Свой Торе и заповедям... В громах и молниях открылся Ты им, и
звук шофара сопровождал появление Твое".
Трубные звуки шофара выражают нашу молитву о скорейшем нашем полном
Избавлении, которое тоже будет сопровождаться звуками шофара. Мы завершаем молитву просьбой:
"Б-г наш и Б-г отцов наших! Протруби в большой шофар, возвещая о свободе нашей, и подними знамя,
под которым соберутся изгнанники наши... И приведи нас в Сион, город Твой, с ликованием, и в
Иерусалим, в Храм Твой, с вечной радостью". Молитва эта как никогда актуальна в наши дни, когда
столь многие из наших братьев возвращаются на Родину.
МОЛИТВЫ РОШ А-ШАНА
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ РОШ А-ШАНА
|
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish
Education in Ukraine | |
|
|