Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

 
 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

ЙОМ-КИПУР: ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

УРОК 1. ТЕМА: ЙОМ-КИПУР

ДОПОЛНЕНИЯ К УРОКАМ

ДОПОЛНЕНИЯ К УРОКАМ

    Дополнение 1
Мила:    Я выучила три новых слова на иврите.
Леня:    Интересно, что это за слова? Что они означают?
Мила:    Первое слово - слиха. Это значит - прошу прощения. Попробуй произнести.
Леня:    А почему, собственно, я должен извиняться? Я не сделал ничего плохого. А ты?
Мила:    Не знаю. Просто это одно из трех слов, которые я выучила. Второе слово - тода, это значит спасибо. Попробуй сказать.
Леня:    Интересно, кого и за что я должен благодарить? Ну, а третье слово?
Мила:    Бевакаша - пожалуйста. Бевакаша, попробуй сказать эти слова.
Леня:    Слиха! Тода! Бевакаша!
Мила:    Здорово! Какой ты вежливый! Ребята из нашего класса выучили эти слова перед Йом-Кипуром. В Йом-Кипур мы должны попросить прощения у всех, кого мы обидели в течение года.
Леня:    Я не уверен, что смогу вспомнить всех, кому я должен это сказать, но я постараюсь!

    Дополнение 2
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПЕРЕД ЙОМ-КИПУРОМ
    Йом-Кипур выпадает на десятый день месяца Тишрей. Десять дней, начиная с Рош а-Шана (первого и второго Тишрея) до Йом-Кипура (десятого Тишрея} - дни тшувы. Эти дни называются асерет йемей тшува - десять дней раскаяния.

    ЧТО ТАКОЕ ЙОМ-КИПУР?
    Йом-Кипур - День искупления.
    В этот день евреи всего мира соблюдают полный пост. Мы молим   Б-га  о прощении. Мы обещаем Ему и себе, что не повторим своих ошибок и искренне надеемся стать лучше в новом году.

    ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОГО ДНЯ
    Шабат Шабатон - Суббота Суббот.
    Это необычное название используется в Торе, чтобы подчеркнуть святость и важность этого дня.

    КАК ПРОВОДЯТ ЙОМ КИПУР?
    Йом-Кипур - день поста.
    Евреи во всем мире проводят этот день в синагоге. В этот день читают специальные молитвы из Махзора - сборника молитв на Йом-Кипур.
    Традиция говорит, что в этот день Всевышний утверждает приговор, который Он вынес нам в Рош а-Шана, как бы скрепляя его печатью. Считается, что десять дней тшувы, проведенные в искренних молитвах и раскаянии, а также добрые дела и щедрая благотворительность (цдака) могут смягчить приговор Всевышнего.

    ПРИВЕТСТВИЕ В ЙОМ КИПУР
    Существует особое приветствие на Йом-Кипур: Гмар хатима това! - Благоприятной подписи!

    ЧТО ТАКОЕ ЦДАКА?
    Евреи всегда стараются помочь друг другу, потому что все мы -одна семья, а в хорошей семье принято заботиться друг о друге. Обычай оказывать нуждающимся поддержку называется цдака (милость, справедливость). Всегда можно найти возможность для помощи ближнему, если смотреть на мир с позиций нашей традиции. Цдака - это не только материальная помощь ближнему и общине, но и справедливость по отношению к другим.

    ОБЫЧАИ ЙОМ КИПУРА
    В Йом-Кипур мы зажигаем свечу йорцайт в память о наших родных, ушедших из жизни. Эта свеча зажигается перед началом поста и остается зажженной в течение 24 часов. Вспоминать о тех, кто ушел из жизни, - печально, но, с другой стороны, очень важно знать и помнить всех членов вашей семьи. В Йом-Кипур также произносят поминальную молитву Изкор.
    ЧТО ТАКОЕ МИЦВА?
    Тора содержит много мицвот - заповедей. Порой современному человеку трудно понять, зачем нужно их выполнять. Почему мы должны поступать так-то и так-то? Как следует понимать то, что  Б-г  заповедал нам выполнять заповеди?
    Заповеди можно рассматривать как ответы на самые важные вопросы, которые волнуют каждого человека в отдельности и человечество в целом. Вот некоторые из них:
    Кого и за что следует благодарить? Как принести извинения? Как правильно строить отношения с супругом, с детьми? Как правильно питаться? Как следует проявлять уважение к родителям?
    Изучая и выполняя заповеди, мы находим ответы на эти и на многие другие вопросы.

    Дополнение 3

Рассказ для чтения в классе

ДРУЗЬЯ И КАМНИ
Сказка

    Саша и Миша были друзьями. Они очень долго спорили о том, что такое добро и зло, и никак не могли найти правильного ответа. И вот решили они обратиться за помощью к самому мудрому человеку в городе.
    Саша, например, считал себя плохим человеком. Знаете, почему? Потому что однажды в детстве он сильно поссорился с одним из друзей. Дело дошло до драки, и он так ударил своего товарища, что тот упал и сильно ушибся. Саша очень расстроился и до сих пор не может себе этого простить.
    Миша, наоборот, считал себя очень хорошим. Он никого не обижал и никому не делал ничего плохого. Он не помнил ни одного поступка, за который ему пришлось бы краснеть.
    Мудрец попросил каждого из друзей рассказать ему о себе: где учились, кем работали, кто их родители и друзья. Саша все рассказал. Со слезами на глазах он рассказал о том, как из-за него пострадал товарищ.
    Затем Миша рассказал о себе. Он сказал, что всегда старался поступать хорошо, и поэтому он считает себя довольно хорошим человеком. Он, представьте себе, даже не мог припомнить случая, когда он обидел кого-нибудь.
    Тогда мудрый человек сказал Саше: "Сходи-ка в поле и принеси мне самый большой камень из всех, которые тебе попадутся на глаза. " Мише же он сказал: "Пойди в поле, собери столько маленьких камешков, сколько сможешь унести. Когда наберешь полные пригоршни, возвращайся назад".
    Друзья отправились в поле. Не вникая в суть странного поручения, они в точности выполнили все, что сказал им старый мудрец. Когда они вернулись, он воскликнул: "Прекрасно! А теперь идите снова в поле и положите каждый камень в точности на то место, где он был".
    Друзья переглянулись, - мол, опять странная просьба, но послушно вернулись в поле. Саша хорошо запомнил место, где лежал его большой камень. Он положил его на место и быстро вернулся назад, а Миша долго стоял в растерянности. Он. конечно же, не мог в точности вспомнить, где раньше лежали маленькие камешки, - их было слишком уж много. Он вернулся и сказал мудрецу, что не смог выполнить его поручение.
    Старый человек посмотрел на Сашу, потом на Мишу, улыбнулся и сказал: "Друзья мои! Наши дела похожи на эти камни. Ты, Саша, легко нашел место, где лежал большой камень, и вернул его на место. А Мише было трудно это сделать, потому что трудно помнить все места, где лежали мелкие камешки ". Больше мудрец не сказал ни слова.
    Саша и Миша в молчании пошли домой. Наконец Миша сказал: "Я понял, что ошибался, считая себя безупречным".

Из книги "Сто одна еврейская история", составленной Симоном Сертнером

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2000 The Center of Jewish Education in Ukraine