|
СТАРЫЙ ДОКТОР
"…Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается…"
Я. Корчак |
Януш Корчак (псевдоним; настоящее имя Генрик Гольдшмидт. Родился в 1878 году в Варшаве, погиб в 1942 году, в Треблинке), польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Родился в ассимилированной семье, не чуждой еврейским интересам. В 1903 году Януш Корчак окончил медицинский институт в Варшаве. В 1903-11 годах работал в еврейской детской больнице им. Берсонов и Бауманов (в 1904-1905 - участник русско-японской войны), воспитателем в летних детских колониях, был членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам. В 1911 году основал еврейский "Дом сирот", которым руководил (с перерывом в 1914 - 18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей администраторской и воспитательской деятельности. Ввел новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д . В 1926 - 32 гг. Корчак редактировал еженедельник "Малы пшеглёнд"), (дет. приложение к сионистской газете "Наш пшеглёнд"), в котором активно участвовали его воспитанники. В 1919-36 гг. Корчак также принимал участие в работе польского интерната "Наш дом". Корчак выступал с "Беседами старого доктора" по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вел работу в суде по делам малолетних преступников.
Печататься Януш Корчак начал в 1898 году, когда и принял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей "Дети улицы" (1901), "Дитя гостиной" (1906), "Моськи, Иоськи и Срули" (1910: в рус. переводе "Лето в Михалувке", 1961), "Король Матиуш I" (1923) и другие новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-39 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них "Как любить ребенка", 1914, и "Право ребенка на уважение", 1929).
Отвлеченно веря в Бога ("Один на один с Богом", 1922: содержит 18 молитв для тех, кто не молится). Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.
В 1899 Януш Корчак присутствовал в качестве гостя на 2-м Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Т. Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом человека. Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляции евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование. С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Януше Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском Агентстве. В 1934 и 1936 годах он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме от 1937 года он писал:
"Приблизительно в мае еду в Эрец. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там - поеду куда позовут... Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой темной комнате с Библией, учебником, словарем иврита... Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей". Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Януш Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о халуцим.
В Варшавском гетто, куда был переведен в 1940 году приют, воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма. За несколько недель до Песаха 1942 года Корчак провел тайную церемонию на еврейском кладбище: держа книгу Торы в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.
Януш Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Он отклонил все предложения почитателей своего таланта (неевреев) вывести его из гетто и спрятать на арийской стороне. Когда в августе 1942 года пришел приказ о депортации "Дома сирот", Корчак пошел вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Героизм и мученичество Януша Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли "Живые связи" (1966, на польском языке), поэма А. Цейтлина (1898-1973) "Последний путь Януша Корчака" ("Януш Корчакс лецтер ганг", 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса "Корчак и дети" (1958, на немецком языке), поэма А. Галича "Каддиш" и другие.
(Краткая еврейская энциклопедия, т.4)
Предлагаем Вашему вниманию поэму Александра Галича "Каддиш"
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish
Education in Ukraine | |
|
|