|
ДЕНЬ КАТАСТРОФЫ И ГЕРОИЗМА
История еврейского народа насыщена страданиями и слезами.
Слова "живи в своей крови" сопровождают этот народ со дня появления его на арене истории.
Фараон в Египте угнетал их тяжким трудом и бросал их детей в реку.
Аман приказал истребить их.
Хмельницкий вырезал евреев массами.
Петлюра устраивал погромы.
Но на всем пути, отмеченном кровью, с тех пор, как евреи стали народом, и до сей поры никому не удавалось сделать то, что сделал кровавый режим Гитлера, и исполнил Адольф Эйхман.
Шесть миллионов убитых евреев стоят здесь рядом со мною.
Их кровь вопиет, но их голосов не слышно, потому что их пепел рассеян по холмам Освенцима и по полям Треблинки.
Их могилы рассеяны по всей Европе, вдоль и поперек...
Из речи генерального прокурора Израиля Г. Хаузнера на процессе А. Эйхмана в Иерусалиме |
27-го Нисана, 11-й день Омера - День памяти Катастрофы и героизма евреев во Второй Мировой войне - "Йом hа-зикарон ла-Шоа ве-ла-гвура".
Катастрофа европейского еврейства - гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами в Германии и на захваченных ею территориях в 1933 - 1945 годах. У этой трагедии есть несколько названий:
Шоа - несчастье (иврит)
Хурбан - разруха (иврит)
Холокост - жертва всесожжения (древнегреческий).
Катастрофа. Холокост. Шоа. Все эти слова означают одно и тоже, одно и тоже страшное событие, которое унесло миллионы человеческих жизней. Катастрофа европейского еврейства - явление, которое нельзя понять, ему можно ужасаться, его можно оплакивать, здравый ум постичь этого не может. Евреев уничтожали только за то, что они были евреи. Но еврейский народ пережил и это, хотя и сегодня многим сняться ужасы тех лет. У каждого из нас есть своя стена плача, у которой мы оплакиваем безвинно погибших, через эту стену мы обращаемся к душам павших. |
|
6 миллионов евреев погибли в этой войне от рук немецких убийц и их пособников в захваченных Германией странах. Их гибель, размеры и подробности которой отказывается воспринимать человеческий разум, навсегда врезалась в коллективную память еврейского народа. Почему же для увековечения их памяти выбран именно этот день? Ведь не было дня в течение шести лет войны, чтобы где-нибудь в Европе не убивали евреев?
27-го Нисана 5703 года (2-го мая 1943 года нашей эры) - это последний день восстания евреев в Варшавском гетто. Восставшие продержались против немцев дольше, чем сама Польша в 1939-м году; почти безоружное еврейское подполье нанесло врагу больший урон, чем полурегулярные армии польских партизан, снабжаемые советским и английским оружием.
Несмотря на трагический исход, восстание в Варшавском гетто ответило всем антисемитам, утверждающим, что евреи не умеют сражаться даже за себя. Оно напомнило самим евреям о духе Маккавеев (см. "Ханука"). Впервые со времен Бар-Кохбы евреи сражались как евреи под еврейским флагом.
Варшавское гетто - это одно из многочисленных гетто и лагерей уничтожения в Европе периода второй мировой войны. Герои же его восстания стали символом многих восстаний евреев против нового Амалека (см. "Пурим") - в гетто и лагерях, во французском подполье и в лесах Белоруссии. Они открывают длинный список евреев, сражавшихся в армиях антигитлеровской коалиции и партизанских отрядах и покрывших себя военной славой.
По израильскому закону, принятому в 1951 году, в этот день в Государстве Израиль закрыты все театры, кино и другие места развлечений. По всей стране приспукают государственные флаги, на крышах общественных зданий зажигаются "нерот зикарон" - "поминальные свечи" - в память о погибших.
В институте-музее "Яд ва-Шем" проводится траурная церемония с участием Президента страны, уцелевших узников фашизма, еврейских подпольщиков и партизан.
Еврейское сопротивление
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish
Education in Ukraine | |
|
|