Ц е н т р   е в р е й с к о г о   о б р   а  з о в  а  н и я   У к р  а  и н ы
М е т о д и ч е с к и й   к  а  б и н е т

КИЦУР ШУЛХАН АРУХ
ГЛАВА 133
П У Р И М

     28.   Четвертая заповедь Пурима - праздничная трапеза и особое веселье, превосходящее веселье в любой другой праздник. Уже в ночь на 14-е адара начинают веселье и устраивают трапезу, более обильную, чем всегда.  А  если Пурим начинается на исходе субботы, третью субботнюю трапезу сокращают, чтобы ночью, с наступлением праздника, есть с аппетитом. Однако это еще не является исполнением заповеди о Пуримской трапезе, поскольку в книге Эстер написано: "дни пиршества" (9:22) - значит, главная праздничная трапеза должна быть устроена днем (заповеди о мишлоах манот и о "подарках бедным" тоже исполняют днем). Веселье в Пурим не знает границ и продолжается также в следующую ночь - на 15-е адара.
    Чтобы Пуримская трапеза была по-особому праздничной, на стол ставят зажженные свечи.

     29.   14-го адара молятся "Большую Минху" (см. 71:2) и праздничную трапезу устраивают после нее.
    Перед трапезой следует отвести время для изучения Торы. Наши мудрецы объясняют, что в характеристике праздника, которую мы находим в книге Эстер, есть слова: "и были у евреев свет, и радость, и веселье, и почет, и торжество" (8:16) - где "свет" означает Тору.
    Если Пурим совпадает с пятницей, трапезу устраивают в середине дня, до "Минхи", чтобы проголодаться до первой субботней трапезы.

     30.   В Пурим принято есть пирожки, которые выпекают в форме треугольника и начиняют маком. На идише они называются гоменташ ("сумка Амана"), на иврите - озней Аман ("уши Амана"). Согласно преданию, пророк Даниэль и его друзья при дворе вавилонского царя Навуходоносора и Эстер во дворце Ахашвероша питались маком и другими семенами, чтобы не есть некашерную пищу, которую для них готовили.

     31.   Большая роль в свершении Пуримского чуда принадлежала вину. Напившись допьяна, Ахашверош приказал казнить свою жену, царицу Вашти. Благодаря этому Эстер стала царицей. Во время пира, который она устроила, ей удалось убедить Ахашвероша в том, что Аман вынашивает злодейские замыслы. Так Эстер спасла еврейский народ. Поэтому сказали наши мудрецы: "Обязан каждый напиться в Пурим до такой степени, чтобы не отличать слов "проклят Аман" от слов "благословен Мордехай"". Тем не менее, эти слова не следует понимать буквально, так как, согласно Кабале и учению хасидизма, в них кроется глубокий духовный смысл.
    Можно исполнить это предписание так: выпить вина немного больше обычного, чтобы стало клонить ко сну,  а  во сне действительно трудно уловить разницу между "проклят Аман" и "благословен Мордехай".
    Человек со слабым здоровьем или знающий, что под действием вина он теряет над собой контроль, забывает произносить благословения и молиться, не должен пить вина даже в Пурим. И его не должно беспокоить, что он не исполнит заповедь: ведь он поступает так не из-за пренебрежения ею, но ради служения Всевышнему.

     32.   Тот, кто находится в трауре (даже семидневном) после смерти близкого родственника, обязан исполнить предписания о мишлоах манот и о "подарках бедным". Тем не менее, его "посылка яств" не должна быть явно праздничной: например, в ней не должно быть вина, пирожных и т. п. Не следует посылать мишлоах манот тому, кто находится в трауре - даже 12-месячном. Исключение составляет случай, когда этот человек беден: ему посылают обычный, не праздничный, мишлоах манот, и, конечно, дают цдаку.

     33.   О мишлоах манот сказано, что яства надо посылать. Следовательно, эта заповедь считается исполненной, если мишлоах манот не приносят,  а  посылают, пусть даже с ребенком. Более того, рекомендуется посылать мишлоах манот именно с детьми, чтобы приучать их к исполнению этой заповеди. Если нет человека, с которым можно переслать мишлоах манот, лучше отнести самому, чем совсем не выполнить этого предписания.

     34.   В принципе, работать в Пурим не запрещено. Тем не менее, мудрецы говорят: "Тот, кто работает в Пурим, не видит в этой своей работе даже признака благословения никогда". Однако делать то, что требуется для Пурима или для исполнения какой-либо заповеди, можно без ограничений.
    В Пурим разрешено торговать, составлять документы, писать письма и т. п., не говоря уже о том, что еврей имеет полное право нанять в этот день работника-неевреея.

     35.   Шушан-Пурим (см. гл. 179:1) за пределами Страны Израиля не празднуют. Тем не менее, в этот день не читают "Таханун", не постятся и устраивают трапезу более обильную и веселую, чем обычно, но не читают "Веаль ганисим" в "Шмонэ-эсрэ" и в "Биркат гамазон".

     36.   В Пурим не устраивают свадеб, чтобы не смешивать одно веселье с другим. Однако за пределами Страны Израиля в Шушан-Пурим разрешено устраивать свадьбы.

     37.   В високосный год Пурим празднуют во втором адаре,  а  в первом адаре 14-го и 15-го числа не читают "Таханун", трапезы делают более обильными, чем обычно, не постятся и не устраивают траурных церемоний.

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine