Ц е н т р   е в р е й с к о г о   о б р   а  з о в  а  н и я   У к р  а  и н ы
М е т о д и ч е с к и й   к  а  б и н е т

КИЦУР ШУЛХАН АРУХ
ГЛАВА 133
П У Р И М

     7.   В "Маариве" 14-го адара, т. е. с началом праздника Пурим, после "Шмонэ-эсрэ" читают книгу Эстер. Поскольку ее читают по рукописному свитку (мегила на иврите), то обычно книгу Эстер так и называют - "Мегила". Принято надевать субботние одежды к "Маариву",  а  также в течение всего праздника. Дома накрывают стол по-праздничному и ставят на него горящие свечи.
    Заканчивая "Маарив" после чтения книги Эстер, читают "Веата кадош", как на исходе субботы, "Кадиш шалем", пропуская предпоследнее предложение (начинающееся со слова титкабель) и "Алейну". Если Пурим начинается на исходе субботы, то после чтения "Мегилы" прочитывают весь положенный порядок молитв (см. 92:3),  а  в "Полном кадише" тоже пропускают предложение, начинающееся со слова титкабель.

     8.   Во всех молитвах Пурима - "Маариве", "Шахарит" и "Минхе" - к 18-му благословению "Шмонэ-эсрэ" добавляют благодарственную молитву "Веаль ганисим"; ее также произносят каждый раз, когда читают "Биркат гамазон". (О том, как следует поступить, если забыли прочитать "Веаль ганисим", см. 131:24.)

     9.   Каждый мужчина и каждая женщина обязаны прослушать чтение книги Эстер в Пурим дважды - ночью и утром. Для женщин выбирают удобное для них время (но также дважды - ночью и днем), чтобы дать им возможность спокойно завершить все домашние дела, пока мужчины молятся в синагоге.
    На чтение книги Эстер следует приводить и детей, чтобы приучать их к исполнению этой заповеди. Надо лишь внимательно за ними следить, не разрешать им шалить (когда "бьют Гамана") и мешать взрослым слушать чтение.

     10.   Тот, кто испытывает сильный голод и сильную жажду после поста, имеет право поесть что-нибудь перед чтением книги Эстер, чтобы ничто не отвлекало его от слушания.

     11.   Предпочтительнее слушать чтение книги Эстер в синагоге, в присутствии не менее десяти взрослых евреев, так как "Во множестве народа - великолепие царя" (Мишлей, 14:28), и следить за чтением по рукописному свитку, повторяя про себя каждое слово. Благословения, которые произносит чтец до и после чтения, заменяют благословения, которые обязан произнести каждый из присутствующих, поэтому надо слушать их очень внимательно и отвечать на них "амен" (см. также 63:1, 2).
    Если нет возможности собрать "миньян", то лучше, если каждый самостоятельно прочитает книгу Эстер по свитку. Однако Галаха разрешает также одному прочитать для всех. Если "миньяна" нет, то перед чтением благословения произносят полностью,  а  после чтения - пропуская имя Всевышнего и Его царский титул. Тот, у кого нет рукописного свитка книги Эстер, имеет право следить за чтением по печатному изданию.

     12.   Как ночью, так и днем перед чтением произносят три благословения: "Благословен... освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам читать "Мегилу", "Благословен... совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это самое время" и "Шегехеяну".

     13.   Перед чтением чтец и слушатели, которые следят за чтением по рукописному свитку, должны развернуть свиток и сложить его втрое. На словах "этого письма" (Эстер, 9:26) и "это второе письмо о Пуриме" (Эстер, 9:29) свиток несколько раз слегка приподнимают и опускают.
    Две фразы, существующие в двух версиях, принято читать в обоих вариантах.  А  именно:
    "убить и погубить" - "и убить, и погубить" (Эстер, 8:11), "и никто не устоял против них (бифнейгем)" - "и никто не устоял перед ними (лифнейгем)" (Эстер, 9:2).

КИЦУР ШУЛХАН АРУХ, ГЛАВА 133. ПРОДОЛЖЕНИЕ

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine